Ющук Евгений Леонидович (yushchuk) wrote,
Ющук Евгений Леонидович
yushchuk

Category:

Пара слов о современной Высшей школе в целом. По итогу обсуждений вчерашней защиты бакалавров

Из обсуждения вчерашней защиты дипломов Бакалаврами (https://yushchuk.livejournal.com/1082364.html)
Чтобы было понятнее, что и как сегодня преподается.

- Темы действительно интересные.
А направление подготовки у бакалавров - Мировая экономика?
Наверняка там в работах по тематике проблем импортозамещения и подробный SWOT анализ был проведен.
Может там были и темы по экономической географии представлены?

- Да, Мировая экономика. И да, SWOT-анализ был практически у всех.

///Может там были и темы по экономической географии представлены?///

Отчасти. Там были, к примеру, работы по выходу Екатеринбургского жирового комбината с его майонезами и соусами на разные рынки в мире.
Был анализ некоторых рынков Китая, Казахстана, Украины.
Кроме плюсов импортозамещения, были представлены и минусы.
И так далее.


*************


ПАРА СЛОВ О СИТУАЦИИ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ, КАК Я ЕЁ ВИЖУ


Пишу потому, что обсуждение защиты бакалаврами дипломов породило ряд вопросов по высшей школе в целом. И я на них решил собирательно ответить, как я понимаю эту ситуацию.


В целом отмечу, что сейчас, как и ранее (но значительно сильнее, чем ранее) многое в ВУЗе зависит от Заведующего кафедрой.

К примеру, когда мы думали, на какую кафедру идти получать первое высшее образование моему сыну (речь шла об УрФУ), мы навели справки изнутри.
И оказалось, что есть такие кафедры, на которых дипломы дают не то, чтобы просто по факту посещения занятий, но в определенной степени так. А есть такие, на которых и родителей могут вызвать, как в школу, несмотря на то, что балбесу (или балбеске), манкирующему учёбой, уже 20 лет стукнуло. Т.е., студентов попросту заставляют учиться - или выгоняют.
А от этой политики Заведующего кафедрой уже зависит кадровый состав (и настрой) преподавателей, а также студентов.

Происходит естественный отбор: слухи о том, где можно болтаться несколько лет и получить диплом, а где надо учиться, расходятся быстро.
В результате те, кто учиться хочет, идут туда, где учат. И не испытывают там когнитивного диссонанса, глядя на бездельников. Ну, а те, кто учиться не намерен, а просто отбывает повинность получения диплома, оказываются в соответствующем окружении.

Ну, а в целом, у меня ощущение, что Высшую школу в России убивают.
Всё меньше и меньше идет от смысла, всё меньше остаётся творчества.
И всё больше каких-то бумажных ритуалов, придуманных какими-то, такое впечатление, что долбодятлами, у которых основной критерий успешности - отчётность.

Разница в результатах получается примерно такая же, как между воюющей армией и той, что для парадов содержится: первые могут надеть кроссовки, мятую форму, и прийти из точки "А" в точку "Б", несмотря на мнение противника, а вторые красиво тянут носок и в отутюженных мундирах строят в строю по линейке. Это, в массе своей, просто разные люди.

Между Министерством и преподавателями зажаты ректоры - которым нужно вертеться так, чтобы и формальные требования "верха" выполнять (в т.ч., порой, откровенно идиотские), и преподам, которые хотят и могут работать, оставить хотя бы какие-то стимулы для работы (дабы, не разбежались окончательно), и, чтобы огромное количество балласта в виде преподов, не желающих и не умеющих работать, хотя бы как-то на пользу обратить.

А проблема "карьерных преподавателей", которые в ВУЗе пребывают просто потому, что ничего не умеют делать, и привыкли "получать" деньги, а не зарабатывать, в государственных ВУЗах огромная.
Это та самая категория граждан, о которой говорят: "Те, кто ничего не умеет делать, идёт учить других". Эти никуда не побегут, потому что никому не нужны, но и заставить их приносить пользу - ой, как непросто.

P.S. В СССР, несмотря на огромное количество минусов, был несомненный плюс в том, что на руководящие должности в министерствах люди вырастали снизу своей отрасли: проходили все ступени и только потом становились руководителем.

Сейчас - когда министром Здравоохранения на несколько лет ставили счетовода, а в руководство Высшей школой - школьную училку, был запрограммирован результат на "отрицательный отбор" кадрового состава.
"Вы набрали верных, а спрашиваете с них, как с умных", - это производное именно от такой кадровой политики.

Из плюсов: это уже очевидно всем. Из минусов: не вижу, чтобы это кто-то сверху пытался исправлять.

Из выводов: россиянам надо молиться на тех, к сожалению, всё менее многочисленных ректоров и заведующих кафедрами, которые пытаются не только исполнять формалистику нашей бюрократии, но и реально давать знания. Надо понимать, что они работают, по сути, вопреки тренду. И практически на энтузиазме.

Евгений Ющук,
Главный редактор издания "Интермонитор", эксперт по Конкурентной разведке и Кризисному PR.



Tags: Высшая школа в России
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments