Ющук Евгений Леонидович (yushchuk) wrote,
Ющук Евгений Леонидович
yushchuk

Category:

Интервью о конкурентной разведке

Интервью со мной по вопросам конкурентной разведке, вышедшее в Telnews

Евгений Ющук, «Конкурентная разведка»: «Всегда существует баланс между удобством и безопасностью»

 
Опубликовано: 21.03.2008 | 15:03   Автор: Дмитрий Родин

Тематика: конкурентная разведка, Одноклассники.ру, социальные сети, блоги

Автор сайта, а также множества книг и публикаций о конкурентной разведке Евгений Ющук в интервью TelNews рассказывает о том, как и когда в Интернете собирается информация о конкурентах.

 

- Вы рассматриваете Интернет в качестве одного из инструментов конкурентной разведки. А как Вы оцениваете важность и эффективность Интернета среди других инструментов?

- Интернет практически бесплатен. Им можно пользоваться незаметно для объекта наблюдения. Он способен эффективно изменять информационную среду, окружающую предприятие – например, за счет правильного использования корпоративных блогов и техники боевого блоггинга.

Эффективность же Интернета в каждом конкретном случае различна и сильно зависит от конкретной ситуации. Бывает, он вообще бесполезен, а бывает и наоборот. Ведь, например, в решении таких гипотетических задач, как привлечение к сотрудничеству «айтишника», сидящего на «Одноклассниках», и выяснение истинной стоимости Леспромхоза в глубине Восточной Сибири он полезен в разной степени.

- Можете пояснить на каком-то примере, что Вы имеете в виду, говоря о том, что Интернет часто незаменим в начале операции конкурентной разведки?

 

- Любая разведка, в том числе и конкурентная разведка, работает по определенному циклу. Он начинается с того, что нужно определиться, на какие вопросы следует получить ответ. Так вот, часть информации быстро и бесплатно может быть получена в Интернете. При этом некоторые вопросы проясняются сразу. И на том же этапе может выясниться, что какие-то моменты были упущены из виду. Тогда планы корректируются в соответствии с новой информацией.

- Верно ли, что Интернет в конкурентной разведке чаще всего является инструментом получения справочной, «первичной» информации, которая потом используется для продолжения операции в офлайне?

- В целом, верно. Правда, он используется и для получения дополнительной информации уже в ходе работы. И для проведения «активных мероприятий» - активного преобразования информационного поля с целью повлиять на принятие решения объектом.

- Еще 15 лет назад Интернета как такового в российском бизнесе не было. Можно ли говорить о том, что его появление существенно облегчило жизнь специалистам в области конкурентной разведки?

- Безусловно. Как и любой доступный, эффективный и удобный инструмент. И, кстати, специалистам государственных спецслужб во всем мире появление Интернета тоже существенно облегчило работу.

- Вы сами отмечаете, что государство и некоторые виды бизнеса недостаточно тесно связаны с Интернетом, чтобы использовать Cеть в качестве инструмента разведки против них. Может быть, в этом и есть панацея для них - просто не выходить в Сеть, чтобы лишний раз не «наследить»?

- Для них – может быть. Однако это не всегда возможно осуществить. А кроме того, Вы еще можете проконтролировать предприятие. А как контролировать его сотрудников после работы, не переводя их на казарменное положение? Всегда существует баланс между удобством и безопасностью. Для соблюдения этого баланса и существуют на предприятиях специалисты по защите информации. А вне предприятий проблема решается только с помощью разъяснительной работы.

- Можно ли описываемые в Ваших книгах и публикациях методы конкурентной разведки в Интернете перенести со сферы бизнеса в среду обычных пользователей? Насколько они применимы для получения «разведданных» о понравившейся девушке на сайте знакомств или анониме, оставившем в блоге пользователя нелицеприятный комментарий?

- Методы разведки применимы в любой сфере работы с информацией, они универсальны. Другое дело, что «игры» с живыми людьми, которые проводятся с не очень этичными целями, могут закончиться достаточно неприятно для «игрока».

- Как сильно различаются действия «разведчика» в Интернете при необходимости получения информации о компании и конкретном человеке?

- Принципиальных различий нет. Источники могут быть разными, что вполне логично. Хотя часто работа по компании оказывается работой по поиску людей, способных рассказать о ней.

- Насколько я понимаю, сайт компании является одним из источников полезной информации для сетевых «разведчиков». Что нужно и чего не стоит делать владельцам корпоративных сайтов для того, чтобы обезопасить собственный бизн

- Это слишком объемная тема. В общих словах я сказал бы так: руководитель должен уметь пользоваться инструментами конкурентной разведки и смотреть глазами специалиста конкурентной разведки на состояние дел с его предприятием в Интернете. Тогда он сам поймет, что и как надо делать в конкретном случае.

- Расскажите, пожалуйста, вкратце об использовании и эффективности поисковых систем в целях конкурентной разведки.

- Поисковые системы пытаются проиндексировать как можно больше страниц и файлов. Они индексируют в том числе личные странички людей, форумы, блоги. Существует язык запросов поисковиков. Принципиально он одинаков для всех поисковых машин и несложен в освоении. Этот язык позволяет находить только ту информацию, которая нужна, задавать контекст поиска, сортировать результаты.

Кроме того, понимание работы Интернета позволяет распространить нужную компании информацию или заблокировать ненужную. И еще существует масса сервисов, позволяющих увидеть, например, как выглядел сайт в прошлом. Или заглянуть в служебную часть сайта, не нарушив и не взломав вообще ничего.

- Если можно, поподробнее - тот же вопрос о социальных сетях и блогах. Там, наверное, скорее, стоит вести речь о конкретных людях - отдельных представителях того или иного бизнеса, а не о компаниях?

- Любая разведка всегда работает по конкретно поставленной задаче, и никак иначе. Все, что позволяет решить задачу, используется (в государственной разведке – вообще все, в конкурентной – то, что не нарушает закон). На тех же «Одноклассниках», бывает, выкладываются фотографии из серии «Я в интерьере моего рабочего места», на которых много чего полезного может быть видно. Как это классифицировать? При этом человек может быть найден по названию компании – например, указанному в резюме. В реальной работе постоянно идет переход от информации о людях к информации о компании и обратно.

- Насколько важно при проведении операций конкурентной разведки в Интернете сохранить свою анонимность? Существуют ли сегодня для этого достаточно эффективные технические и иные средства?

- И вновь повторюсь: очень многое зависит от того, какую мы решаем задачу. Сохранять анонимность в Интернете бывает достаточно важно. Если мы не хотим, чтобы от нас все спрятали, закрыли точки входа или, наоборот, начали нас «кормить» дезинформацией. В то же время бывает, что нам надо, напротив, доказать, что мы на самом деле те, за кого себя выдаем, – например, при общении с дружественными структурами или людьми. Или при оказании открытого давления.

- Интернет-среда довольно спорно и малопонятно регулируется законодательством. Как провести грань между законными и незаконными действиями «разведчиков» в Сети?

- А разве существуют иные способы, кроме соотношения своих действий с тем, что написано в законе? Этичность или неэтичность еще может быть предметом спора, а законность – вряд ли. В крайнем случае, судья объяснит. Но не всегда это нравится тем, кому он объясняет. Поэтому специалисты и стараются работать аккуратно.

Кроме того, законность – далеко не единственный ограничитель. Отношение общества, как это ни высокопарно звучит, способно оказывать очень серьезное воздействие, даже в случае, когда ничего противозаконного не произошло. А эта категория может меняться со временем. Вспомните об отношении даже к такой мелочи, как малиновый пиджак, лет 15 назад и сегодня.


Рекомендую материалы по конкурентной разведке:

Статья “Google без секретов” (как искать в Гугле)

Боевой блоггинг - инструмент конкурентной разведки. Ющук Евгений Леонидович

Взаимодействие Конкурентной разведки и PR-службы предприятия. Евгений Ющук, Александр Кузин.

Корпоративный блог – «аптечка первой помощи» в кризисной ситуации. Александр Кузин, Евгений Ющук

Выявление манипулирования общественным мнением на Интернет-форумах. Илья Шилин, Евгений Ющук.

Противодействие манипулированию общественным мнением на Интернет-форумах. Илья Шилин, Евгений Ющук


«Аська-предатель». Роль ICQ в конкурентной разведке. Е.Л. Ющук

Рекомендую статью:
 Ющук Евгений Леонидович. "Проколы" сетевых засланцев. Туземные "джеймсбонды" от гражданской авиации.

Статья «Кадровая дилемма в конкурентной разведке: «Маркетологи» или «Безопасники»

 

На главную страницу сайта Ющук Евгений Леонидович. “Конкурентная разведка”

Ющук Евгений Леонидович. “Невидимый Интернет”

Открытый мастер-класс Ющук Евгения Леонидовича по противодействию информационному нападению в Интернете

 

Пример разработки объекта по открытым источникам методами конкурентной разведки в информационной войне и доведения своей точки зрения до общественности


Пример создания “сайта-аккумулятора” для целей противодействия черному пиару в информационной войне

 



Tags: competitive intelligence, internet, Одноклассники.ру, блоги, социальные сети
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments