Ющук Евгений Леонидович (yushchuk) wrote,
Ющук Евгений Леонидович
yushchuk

Categories:

Адвокат рассказала о правовых основаниях введения режима «повышенной готовности» в России, вошедшего

Адвокат рассказала о правовых основаниях введения режима «повышенной готовности» в России, вошедшего в повседневную жизнь как «самоизоляция»
Авторская колонка Оксаны Кунденков
Оксана Кунденков,
адвокат Коллегии адвокатов Свердловской области «АлефПроф»

Сложившаяся в связи с распространением коронавируса COVID-19 ситуация повлекла за собой необходимость менять привычный для нас образ жизни, подчиняться новым правилам и нормам, а также вызвала массу споров относительно обязательности выполнять установленные на территории страны и каждого региона требования, рекомендации и ограничения.

Конституция РФ в статье 55 допускает ограничение федеральным законом прав и свобод человека и гражданина в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Общие нормы в области защиты населения на территории Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера закреплены в Федеральном законе от 21.12.1994 «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».

С 01.04.2020 понятие чрезвычайной ситуации, закрепленное названным законом, расширено. Согласно последним изменениям в закон к чрезвычайной ситуации помимо прочего относится также обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих.

Кроме того, с 01.04.2020 к полномочиям Правительства Российской Федерации отнесено принятие решений о введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на всей территории Российской Федерации либо на ее части в случае угрозы возникновения и/или возникновения чрезвычайной ситуации федерального или межрегионального характера; установление обязательных для исполнения гражданами и организациями правил поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации.

На органы государственной власти субъектов РФ и ранее были возложены полномочия по принятию решений об отнесении возникших чрезвычайных ситуаций к чрезвычайным ситуациям регионального или межмуниципального характера.

С 01.04.2020 к полномочиям региональных властей также отнесено установление обязательных для исполнения гражданами и организациями правил поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации, в том числе дополнительных (с учетом особенностей чрезвычайной ситуации на территории субъекта РФ или угрозы ее возникновения).

Следует обратить внимание, что и ранее статья 4.1 указанного федерального закона при введении режима повышенной готовности или режима чрезвычайной ситуации позволяла принимать дополнительные меры по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в частности, ограничивать доступ людей и транспортных средств на территорию, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, а также в зону чрезвычайной ситуации; приостанавливать деятельность организации, оказавшейся в зоне чрезвычайной ситуации, если существует угроза безопасности жизнедеятельности работников данной организации и иных граждан, находящихся на ее территории.

При этом для граждан Российской Федерации данным законом введена обязанность выполнять установленные правила поведения при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций.

Режимы функционирования единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций определены постановлением Правительства РФ от 30.12.2003 № 794 «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций». Так, режим повышенной готовности вводится при угрозе возникновения чрезвычайных ситуаций, режим чрезвычайной ситуации — при возникновении и ликвидации чрезвычайной ситуации.

Принятие решения о введении одного из указанных режимов относится к полномочиям руководителей федеральных органов исполнительной власти, государственных корпораций, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, на территории которых могут возникнуть или возникли чрезвычайные ситуации, либо к полномочиям которых отнесена ликвидация чрезвычайных ситуаций.

Кроме того, не стоит забывать, что в целях обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду, на территории нашей страны действует и Федеральный закон от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».

Положения этого закона также предусматривают правовую возможность применения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, в том числе ограничительных мероприятий (карантина); закрепляют обязанность граждан выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц.

Введение и отмена на территории Российской Федерации ограничительных мероприятий (карантина) отнесены к полномочиям Российской Федерации; введение и отмена на территории субъектов Российской Федерации ограничительных мероприятий (карантина) на основании предложений, предписаний главных государственных санитарных врачей и их заместителей – к полномочиям субъектов Российской Федерации.

Соответствующие постановления Главного санитарного врача Российской Федерации опубликованы на сайте Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, а также на сайтах региональных управлений Роспотребнадзора.

Таким образом, возможность введения режима повышенной готовности либо режима чрезвычайной ситуации, проведения ограничительных мероприятий закреплена федеральными законами за федеральными и региональными органами власти.

Полагаю, что в сложившейся ситуации реализация особых полномочий обусловлена необходимостью обеспечения на территории каждого региона максимально возможных условий для сохранения жизни и здоровья граждан, своевременного и качественного оказания медицинской помощи.
несмотря на звучащую в некоторых источниках критику принятых мер, думаю, что каждый понимает не только опасность распространения нового заболевания, но и зависимость развития ситуации от действий и поведения каждого из нас.
Надеюсь, что забота об окружающих нас людях станет приоритетом в нашей жизни.

http://www.intermonitor.ru/advokat-rasskazala-o-pravovyx-osnovaniyax-vvedeniya-rezhima-povyshennoj-gotovnosti-v-rossii-voshedshego-v-povsednevnuyu-zhizn-kak-samoizolyaciya/
Tags: АлефПроф, Карантин, Коронавирус, Оксана Кунденков, Режим повышенной готовности, Самоизоляция
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments