Ющук Евгений Леонидович (yushchuk) wrote,
Ющук Евгений Леонидович
yushchuk

Category:

Виктор Кокшаров (УрФУ): «Нельзя читать лекции по конспектам 20-30-летней давности»

Проблемы модернизации во всех ВУЗах одинаковы, и связаны с ускоряющимся развитием мира. А также, с переходом от "просто дали денег" к окупаемости ВУЗов, хотя бы частичной.

Цитата 2016 года:

— Не могу не спросить, что будет с запланированной реформой внутри университета, которую одни считают сокращением, другие — неизбежностью, которая обязательно скажется позитивно на качестве образования. Есть ли тут изменения, паузы? Время на пересмотр, возможность еще раз посмотреть на ситуацию?

— Мы же понимаем, что вуз должен меняться, и если раньше мы были просто большой образовательной машиной, которая клепала специалистов, то сегодня без внедрения современных образовательных технологий невозможно достичь того качества образования, за которое мы ратуем. Если преподаватель не занимается наукой, значит, он не в курсе современных тенденций. И, конечно, не должны повторяться случаи, когда курсы лекций читаются по конспектам 20-30-летней давности.

Что касается изменения внутренней организационной структуры, то она тоже постепенно назревает, поскольку есть административные структуры, которые не во всем себя оправдывают, включая некоторые кафедры, где уже нет серьезной науки, где малое количество людей и они не могут существовать как значимые научные коллективы. Их тоже нельзя оставлять, и значит, нужно трансформировать. Либо объединять с другими, либо вообще распускать. При этом преподаватели остаются.

Другое дело, что перед нами стоит задача, поставленная правительством РФ. Есть Дорожная карта реформирования отраслей социальной сферы, где установлено нормативное соотношение преподавателей и студентов. И, хотим мы того или нет, нужно обеспечивать предписанные правительством показатели. Но не просто тупо увольняя преподавателей, а где-то меняя те же самые технологии. Может быть, за счет совместителей, а где-то приходится, к сожалению, с полной ставки переводить на дробную.

https://ura.news/articles/1036269529

Конец цитаты.

И несколько слов от меня лично.

И только полные идиоты могут пытаться предъявлять претензии управленцу ВУЗа, проводящему в жизнь эту линию "верха".

Впрочем, как показывает практика, нечто вроде идиотизма вполне сочетается с наличием диссертации.
Потому что, наличие диссертации - не всегда признак ума, нередко там другое.

Дело в том, что диссертации немалого числа наших так называемых "учёных" - это не более чем справка от государства о том, что они в состоянии написать большой реферат, с соблюдением определенных формальных правил.
Так что не очаровывайтесь магией словосочетаний "кандидат наук" или "доктор наук", а смотрите что эти "кандидаты в доктора", как пел Высоцкий, или просто "доктора" реально умеют делать.

За исключением, разве что, фундаментальной науки, если эти "учёные" не выигрывают грантов и не пишут статей в не "карманные" журналы - они всего лишь полагают, что обзавелись возможностью получать деньги, не особо напрягаясь. Для чего, собственно, большинство из них диссертациями и обзаводились.

Как правило, в эту категорию входят или те люди, о ком говорит уважаемый ректор УрФУ Виктор Кокшаров: читатели лекций по конспектам 20-30-летней давности. Или это те, кто занимает не самые высокие административные посты в ВУЗах (обычно потому что, студентам им сказать просто нечего, а реальную науку делать они неспособны), получив возможность формировать себе преданную свиту за счет доплат подчиненным, и/или дефилировать по различным Администрациям, упиваясь чувством собственной значимости.
И те, и другие, как правило быстро "отращивают корону", которая реальными полезными для общества делами не особо подкреплена.

Раньше так делать им долгое время удавалось - и теперь подобные граждане искренне недоумевают, почему вдруг стало нельзя.
А, поскольку интеллектом они не отличаются, то и не понимают, что пытаются бороться с трендом, заданным государством - и борются с ректорами.
Как правило, при наличии у ректора воли оказать сопротивление, такая борьба заканчивается для подобных гоаждан потерей "короны" и переходом к более посильной для этой публики деятельности. Но уже в состоянии фрустрации.

Так что, неудивительно, что именно такого рода господа потом оказываются в первых рядах борцов за архаичность.

Но фальшивая позолота с подобного рода граждан быстро слетает, при столкновении с реальностью. Нечто похожее можно увидеть, например вот тут. Или тут.

Но в целом все ВУЗы проходят через ситуацию, описанную Виктором Кокшаровым. И, на мой взгляд, это хорошо, а не плохо. Потому что, высшее образование находится в, скажем так, кризисе (хотя тут уместно и более глубокое анатомическое определение).

И ситуация, при которой с сотрудников ВУЗов требуется какой-то более осязаемый результат, нежели отметка в табеле о посещении рабочего места, позволяет постепенно заменять тех, кто не готов работать с полной самоотдачей, на тех, кто делать это готов.
Само по себе это не панацея, конечно, но хотя бы движение в нужном направлении.
Это лучше, чем превращение ВУЗов в "SPA-салоны" для бесполезных бездельников с учёными степенями в анамнезе.
Tags: Виктор Кокшаров, Высшее образование в России
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments