Ющук Евгений Леонидович (yushchuk) wrote,
Ющук Евгений Леонидович
yushchuk

Статья "Кошмарим банки - со скелетами"

Конкурентная разведка. Противодействие черному PRНа сайте Bankir.ru вышла наша с Александром Орфеновым статья "Кошмарим банки - со скелетами". Она написана по просьбе сайта Bankir.ru.
В статье рассказывается о том, с какими угрозами может столкнуться банк в случае атаки специалистов по негативным PR-технологиям. Говорится о некоторых механизмах таких атак и о том, каким образом конкурентная разведка способна оказывать помощь в подобных мероприятиях.

Я не одобряю нападение подобными методами. Однако невозможно защититься от угрозы, о которой не имеешь представления. Кроме того,  при контратаке, как разновидности обороны, эти методы эффективно могут отрезвлять не в меру горячих товарищей, не гнушающихся переходить границы закона и уж тем более морали. Практика Александра Орфенова в полной мере подтверждает эти тезисы.

Александр Орфенов - зам. гендиректора МГК "РосРазвитие", главный редактор журнала "Враждебные поглощения в Украине", главный редактор ИА Advisers, к.э.н.
Далее - непосредственно статья

Кошмарим банки – со скелетами

Авторы: Александр Орфенов, Евгений Ющук

В предшествующих статьях мы рассказали, как можно нанести существенный имиджевый урон банкам без придания гласности особо компрометирующей информации. Но, безусловно, значительно больший ущерб можно нанести посредством обнародования «скелетов в шкафу», которые, как считается (и не без основания!) есть у каждого.

При реализации данной модели отрицательно-имиджевой кампании особое значение имеет «качество» этих скелетов. Именно поэтому Вы видите не одного, как ранее, а двух авторов статьи – специалистов в области PR и КР. И если объяснять, что такое PR, уже давно не надо, то о КР необходимо сказать хотя бы несколько слов. Эта аббревиатура означает «конкурентная разведка». Что же это такое?

КР – деятельность по сбору и анализу информации об окружении предприятия, с целью помощи в выработке руководством решений реагирования на внешние обстоятельства. Кроме того, КР – это не только «вытягивание» информации «на себя». Не менее важно и активное изменение информационного пространства, которое способна осуществлять КР. Важно отметить, что КР работает исключительно в рамках закона.

По большому счету, КР представляет собой перенос в бизнес методов работы государственных разведок. Однако, поскольку государственные разведки прямо предназначены для нарушения законодательства других стран в интересах и по поручению своей страны, не все их методы в принципе можно переносить в гражданскую жизнь. Поэтому правильно будет утверждать, что КР – урезанная до приемлемых в правовом поле пределов версия разведки.


Итак, главный вопрос – где найти все эти «скелеты в шкафу»? Прежде всего, не так уж мало, как правило, можно обнаружить просто в совершенно открытом доступе в Интернете. Что важно – нужно уметь правильно искать, иначе, с одной стороны, Вы рискуете утонуть в море информации, а с другой – вполне можете пропустить что-то действительно важное. Поиск в Интернете проводится в нескольких принципиально разных его частях. Прежде всего, в поисковых машинах общего назначения – таких, как широко известные Google, Yandex, Yahoo, Rambler, Live и ряд менее известных. Мы недаром указали такое множество машин, а не какую-то одну – «типа самую лучшую», т.к. не существует «самого лучшего поисковика». У всех поисковиков свои базы данных (т.наз., индексы), по которым они выдают ответ на запросы. Если хотите получить максимально полную информацию, придется пользоваться большим количеством машин. Во-вторых, поиск ведется по специальным машинам или разделам поисковых машин – по тем, что работают с RSS-потоками. Самые известные их представители - «Блоги Яндекса», «Блоги Goole», Technorati, IceRocket и рд других. В-третьих. Следует искать в так называемом Невидимом интернете – той, которая недоступна поисковым машинам, но доступна человеку без всяких ограничений.

Надо отметить, что поиск проводится с помощью составления таких запросов, которые удаляют заведомо ненужную информацию. Для этого используются операторы запросов. Они общедоступны и на их первичное изучение требуется, как максимум, один день.

Кроме того, существуют специальные программы, которые при очень низкой стоимости – порядка 70 долларов США – позволяют значительно автоматизировать поиск и избавиться от утомительного просмотра повторяющихся страниц. Примером такой программы может быть разработка российского автора Алексея Мыльникова – SiteSputnik, «состоящая на вооружении» многих специалистов КР. Формат данной статьи не позволяет углубляться в эту тему далее, поэтому мы не будем продолжать идти вглубь.

Но в открытом Интернете можно найти далеко не все. Дело в том, многие компании в настоящее время регулярно проводят так называемую «чистку Интернета». То есть – выявляют негативную информацию, появляющуюся о них в Интернете, и – где просто договариваются, где платят, а где и посредством судов заставляют эту информацию снять. В частности, нам известна очень известная московская компания-рейдер, хозяин которой в настоящее время является членом Совета Федерации, которая регулярно, силами нанятого PR-агентства, осуществляет указанный мониторинг и чистку. По нашим оценкам, только за прошлый год на указанные цели было истрачено около 3 млн.долларов. Параллельно – нередко – осуществляется «блокирование» наиболее значимых Интернет-ресурсов, то есть проплата хозяевам соответствующих ресурсов за то, что они не будут размещать негативную информацию по соответствующей компании.

Вместе с тем, существует ряд платных Интернет-ресурсов, которые не подлежат указанной «чистке». Взять, к примеру, систему «Интегрум», которая осуществляет мониторинг практически всех СМИ России. Даже если Вы изрядно «почистите» Интернет по интересующей Вас тематике, то информация, проходившая в СМИ, останется в «Интегруме» - и таким образом, будет доступна подписчикам этого ресурса. Сюда же можно отнести и кэши (сохраненные в памяти страницы) западных поисковых машин, которые несколько месяцев после снятия информации из интернета могут хранить информацию. А также некоторые общедоступные для размещения информации сайты за пределами Российской Федерации, которые не реагируют на просьбы снять информацию, и при этом индексируются широко распространенными поисковыми машинами.

За счет анализа и сопоставления обнаруженных таким образом «старых скелетов» нередко можно придти к очень интересным выводам – и использовать их в отрицательно-имиджевой PR-кампании. Существуют также методы сбора информации, которые можно условно назвать «детективными». Это – наружное наблюдение, прослушивание телефонов и помещений, и т.д. Конечно, подобный вид деятельности без соответствующей санкции правоохранительных органов является незаконным, однако в наших условиях никто не даст гарантии, что он не применяется. Вместе с тем, эти вопросы находятся в компетенции Служб безопасности банков, и на них мы подробно останавливаться не будем. Единственное, что хотелось бы отметить - наиболее скандальные «скелеты» обнаруживаются именно этими методами.

В заключении хотелось бы несколько слов сказать и об «искусственных скелетах», то есть черном PR. Сразу оговоримся – авторы выступают категорически против черного PR, но при этом считают, что потенциальным объектам информационных атак следует быть готовым и к такому развитию событий. В этом сценарии «скелетом» может быть любая чушь, просто высосанная из пальца. Главное в этой модели – легализация такого «искусственного скелета». Вопреки достаточно широко распространенному мнению, СМИ в настоящее время крайне неохотно, даже за деньги, печатают «откровенную чернуху» - и большое спасибо за это «Альфа-банку», который выиграл 2 процесса – против газет «Версия» и «Коммерсант», заставив заплатить их значительные штрафы. Благодаря этому в настоящее время мы видим в газетах заметно меньше такой «чернухи» - газеты требуют документального подтверждения соответствующих фактов. Однако и это можно обойти.

Легализация «искусственных скелетов» осуществляется, к примеру, так. Сначала делается публикация на малозначимом Интернет-ресурсе, затем – со ссылкой на него – в значимом Интернет-ресурсе, затем – в среднем/малозначимом печатном СМИ со ссылкой на значимый Интернет-ресурс, и наконец – в значимом печатном СМИ со ссылкой на среднее/малозначимое печатное СМИ. После этого с таким «искусственным скелетом» можно работать как с самым обыкновенным – процесс его легализации осуществлен. Но – авторы хотят оговориться еще раз – они не одобряют подобных методов и призывают работать исключительно с достоверной информацией.

Александр Орфенов,
зам. гендиректора МГК "РосРазвитие"
главный редактор журнала
"Враждебные поглощения в Украине"
главный редактор ИА Advisers, к.э.н.
Евгений Ющук, доцент
Высшей Экономической Школы -
бизнес-школы при Институте экономики
Уральского отделения РАН, к.э.н
Взято с www.bankir.ru
Через advisers.ru
Tags: pr, банки, негативные PR-технологии, противодействие черному PR, черный PR
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments