Ющук Евгений Леонидович (yushchuk) wrote,
Ющук Евгений Леонидович
yushchuk

ВЦИОМ обосновал рост спроса на технологии конкурентной разведки

Нет, ВЦИОМ пока не использовал термин "Конкурентная разведка". Хотя многие очень серьезные организации уже начали применять технологии конкурентной разведки в своей деятельности. А то и прямо называть их этим термином (как, например, Росфинмониторинг):

Кому интересен вопрос применения технологий конкурентной разведки государствами - взгляните обсуждение на Форуме Бизнес-разведчиков и пост Александра Кузина "Конкурентная разведка: государственный запрос". Но я сейчас говорю не о помощи конкурентной разведки государству, поэтому не буду на данном вопросе останавливаться. Поговорим о другом.

Важно понимать, что конкурентная разведка работает, в конечном счете, с людьми. Работа с людьми - основа основ, и самая главная задача любой разведки.
Конкурентная разведка работает с людьми либо напрямую (в реале), либо опосредованно - воздействуя на них через ту информационную среду, где они обитают, или исследуя оставленную ими там информацию.

Поэтому, в общем виде, - чем больше в неком пространстве людей, тем более потенциально пригодно это пространство для применения технологий конкурентной разведки, с целью решения поставленных задач.

Так вот, число россиян в Интернете, уже в 2008 году по сравнению с 2005 годом - УДВОИЛОСЬ. И не с одного процента до двух, а намного более значимо.

По данным ВЦИОМ, {это данные 2008 года - примечание моё} по сравнению с 2006 годом доля респондентов, которые не пользуются интернетом, снизилась на 7 процентных пунктов (с 76% до 69%). При этом каждый десятый россиянин (11% обращается к ресурсам глобальной сети ежедневно (два года назад - лишь каждый двадцатый – 5%...

...в целом за последние три года популярность интернета в России выросла в два раза. Так, в 2005 году этим источником информации пользовались чаще всего 10%, в 2006 - 13%, а в нынешнем году - 20% россиян...

Как отмечают авторы исследования, чем крупнее населенный пункт, тем выше популярность интернета среди его жителей. Так, к числу его пользователей принадлежат 41% москвичей и петербуржцев и лишь 12% сельских жителей...
Источник

А вот даные ВЦИОМ от апреля 2010 года (цифры приведены по сравнению с 2002 годом):
За прошедшие годы значительно больше стало тех, у кого есть перечисленные технические устойства. В первую очередь, это касается мобильного телефона (с 7 до 81%), персонального компьютера (с 9 до 46%) и выхода в Интернет (с 4 до 38%)...

Регулярный пользователь сети Интернет - это житель Уральского или Центрального округов (48 и 45% соответственно), обеих столиц (68%), респондент в возрасте 18-24 лет (70%), с высоким уровнем образования (57%) и материального положения (51%).

Факт, что сейчас 38% россиян - в Интернете (а в городе - почти половина или даже более половины всего его населения, включая стариков и грудных младенцев), позволяет предположить, что конкурентной разведке предстоит  дальнейший серьезный рост.
Ведь еще многим россиянам только предстоит прийти в Интернет.

А это значит, что для взаимодействия с ними или поиска следов их активности все чаще не нужно будет перемещаться по всей стране (а то и всему миру), а достаточно иметь компьютер с выходом в Интернет. И умение видеть то, что невидимо на первый взгляд. Да и на второй тоже.

Интернет-разведкаКак любая высокотехнологичная среда, предназначенная для массового пользования, Интернет оставляет за своим "дружественным интерфейсом" огромное количество "слоёв сумрака" (в терминологии фантаста Лукьяненко).
Т.е., ресурсов, которые легально накапливают (и годами хранят) информацию о пользователе неочевидно для него, и при этом абсолютно открыты любому человеку.

Поэтому без специалистов собрать и проанализировать даже совершенно открытую информацию бывает непросто: мешает информационный шум и этот шум становится все сильнее год от года.

А уж собрать максимально полно сведения о том, кто оставил ту или иную информацию - задача, тем более, непосильная для дилетанта.

Некоторые методы поиска информации очень просты. Как, например, элементарные и эффекивные приемы, описанные в моей статье «Аська-предатель». Роль ICQ в конкурентной разведке. При их использовании, картина о человеке может получиться намного более целостной, нежели после прочтения созданных им бравурных резюме или его самовосхваляющих сообщений в блоге. Примеров тому - масса.

Тем не менее, простота инструментов сбора информации не должна создавать иллюзию возможности легкого решения любого вопроса в Интернете.
Информация - материя тонкая, и для достижения положительного результата обращаться с ней надо грамотно.
Ведь, как верно сказал Иссэр Харель (первый директор Моссада), собрать информацию - не главная проблема. Главная проблема - собранную информацию интерпретировать.
А проверка достоверности и интерпретация собранной информации - это уже задача для специалиста.

Дезинформация и Активные мероприятия в бизнесеСпециалисты активных мероприятий от конкурентной разведки, я полагаю, без дела также не останутся.

При дальнейшем росте численности посетителей Интернета, и развитии инструментов для комфортной работы в нем, специалистов дезинформации и "активок", проводимых в рамках закона, наверняка ждет дальнейший рост объемов работ. В том числе, и в совершенно "мирных" направлениях - например, в партизанском маркетинге.

А о том, как конкурентная разведка помогает PR-службе предприятий, я написал отдельную статью более двух лет назад: "Взаимодействие Конкурентной разведки и PR-службы предприятия". И с удовлетворением могу отметить, что описанные там механизмы становятся все более востребованными уже сегодня. 
Как все более востребованы и инструменты, о которых мы с Александром Кузиным рассказали пару лет назад в серии статей по корпоративным блогам. В частности, в этих статьях:

1. Корпоративный блог: взгляд на «теневую сторону Луны». Евгений Ющук, Александр Кузин.

2. Корпоративный блог – «аптечка первой помощи» в кризисной ситуации. Александр Кузин, Евгений Ющук

3. Корпоративный блог – новый инструмент политических коммуникаций. Александр Кузин, Евгений Ющук

Tags: ВЦИОМ, Интернет, Интернет-разведка, Кузин Александр Владимирович, Ющук Евгений Леонидович, активные мероприятия
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments