Ющук Евгений Леонидович (yushchuk) wrote,
Ющук Евгений Леонидович
yushchuk

Category:

Российский опыт "синдрома кухни" и его преодоления

В посте И опять о "синдроме кухни" в Интернете я говорил, в основном, о зарубежном опыте. И совсем немного - о российском. Статья в Деловом еженедельнике "Компания" под названием "НеБЛОГОнадежная среда" восполняет этот пробел.
Вот отрывки из этой статьи и не только:

По собственному нежеланию

 

В России подобные истории пока не получили широкого освещения, хотя случаи увольнения за записи в блогах и в отечественных компаниях уже не редкость. Но, как правило, официальная причина увольнения в таких ситуациях формулируется совершенно по-другому. Одна из известных историй – случай с увольнением Ирины Толмачевой, произошедший в 2007 году. Девушка работала помощницей депутата Госдумы РФ, члена ЛДПР и доктора юридических наук Сергея Абельцева. Толмачева вела свой блог на хостинге LiveJournal под псевдонимом budni_pomdepa и в некоторых постах приводила высказывания своего начальника.

В частности, она обнародовала слова Абельцева о прошедшем «Марше несогласных»: «Выходит шобла триста-четыреста человек и начинает диктовать всей России, бл… Ведь в Москве полно бешеных собак. Я предлагаю поймать этих бешеных собак, бл…, и выпустить на эту толпу, бл…». Абельцев расценил действия помощницы как предательство. Небольшое количество друзей онлайнового дневника часто кажется его авторам гарантией почти полной анонимности. Случай Ирины Толмачевой наглядно демонстрирует – это иллюзия.

Блог помощницы депутата до того, как его обнаружили новостные ресурсы, мог похвастаться лишь тремя постоянными читателями, он существовал всего около двух месяцев.

Бывший начальник отдела IT Богородского машиностроительного завода пострадал «за правду», которую неосторожно озвучил в своем личном блоге. «Когда-то я думал, что увольняют за блоги только за границей, у продвинутых буржуев, но совсем недавно мне пришлось самому с этим столкнуться», – рассказывает Денис Александров под именем roger35die на сайте Habrahabr.ru. Он сам не верит тому, что случилась эта история за сотни километров от Москвы в городке с населением 30 000 человек.

Доброжелатели потрудились распечатать и представить директору завода запись блогера с критикой. Начальник позвал сотрудника «на ковер» и порекомендовал написать заявление об уходе по собственному желанию, объяснив, что уровень работы подчиненного его не устраивает. Лишь позже приближенные директора сообщили незадачливому блогеру истинную причину недовольства босса.

В комментариях к рассказу Денисова пользователь robert отмечает, что ситуация эта стандартная: «Сам попадал в аналогичную в свое время (в смысле критики руководства) – кончилось потерей денег. И в конце концов довело до «свободного» плавания».
А пользователь с ником dkuznetsov рассказывает о собственном опыте: «У самого один раз получился довольно нервный разговор с шефом из-за записи в блоге. Получил выговор из-за глупости. Я ничего корпоративного не очернял, про компанию и про ее продукты ни слова негатива, просто преподнес все в немного другой интерпретации, поэтому, я думаю, сравнительно легко отделался. Запись сразу удалил, инцидент проехали давно. Но реально тогда и уволить могли, потому что вообще в тот момент о продукте ничего писать не следовало».

Современные технологии, как и предсказывали футурологи, нивелируют понятие личной жизни. Даже если вы не блогер, это не значит, что блогосфера вас не затронет. В конце 2009 года на сайте YouTube появился любительский ролик, вероятно, снятый на телефон. В нем некая российская туристка, находясь под действием алкоголя, ругается с барменом, используя весь свой запас нецензурной лексики.

Вот, кстати, это видео, о котором говорится в тексте (осторожно: нецензурная лексика).

 




Видео посмотрели несколько сотен тысяч человек. Даму опознали – она оказалась сотрудницей компании «СУ-155». Руководство предприятия посчитало, что нанесен вред репутации, и уволило «прославившуюся» на всю страну словоохотливую работницу.

Уже проведены исследования, которые проливают свет на масштабы проблемы и расстановку сил. Еще цитата из Делового еженедельника "Компания":

В декабре компания HeadHunter провела исследование, опросив 1600 работающих жителей России.

Оказалось что 24% фирм следят за личными блогами своих сотрудников, а 32% наблюдают за их перепиской по электронной почте и в социальных сетях. «Очевидно, что при таком контроле компании многое знают о реальных настроениях сотрудников. Тем не менее достоянием широкой общественности случаи увольнения за запись в блоге не становились, – рассказывает Юрий Вировец, президент HeadHunter. – Чтобы уволить человека за запись в блоге, она должна содержать конфиденциальную информацию, и тогда у компании будут вполне законные основания.

Если же сотрудник в своем блоге обидел или выставил не в лучшем свете кого-то из руководства, то в дело вступают личные отношения между людьми. Если руководителю не нравится подчиненный, он его рано или поздно уволит, как только появится повод». Согласно тому же исследованию, 10% представителей компаний уверены, что их организации принимают меры в отношении сотрудников, распространяющих негативные отзывы о фирме в Интернете, 65% респондентов допускают такую возможность.

И там же рассказано о том, как компании начали реагировать на новую угрозу. Такого рода мероприятия становятся все более частыми.

Российские компании, работающие в сфере B2C, учитывают новую реальность и стараются избежать сюрпризов. Так, в «Вымпелкоме», по словам пресс-секретаря Анны Айбашевой, выработаны специальные правила общения персонала с клиентами в социальных сетях. «И если вы общаетесь в соцсети именно от лица компании, их рекомендовано соблюдать, – поясняет Айбашева. – Мы призываем сотрудников к корректному поведению, чтобы не нанести ущерб репутации компании. У нас нет специального подразделения, задачей которого является отслеживать деятельность сотрудников в блогах, однако ряд служб имеют доступ к мониторингу блогов, например PR-службы (дирекция по внешним коммуникациям)». По уверениям Айбашевой, увольнений с формулировкой «за блоги» пока в «Вымпелкоме» не случалось.

Интересны и результаты опроса, проведенного среди сотрудников российских компаний об их отношении к размещению материалов о предприятии в Сети.


Что Вы сделаете, если узнаете, что через кого-то из Ваших коллег регулярно уходит в Сеть нелицеприятная информация о компании?

 

 

Ничего не буду делать 38%

Расскажу об этом руководству 31%

Поговорю с этим человеком 27%

Другое 5%

Источник: HeadHunter


 
Авторы статьи напоминают то же, о чем мы с Александром Кузиным говорим уже несколько лет: что Интернет - это публичная среда, в которой вы общаетесь не с несколькими друзьями, к которым обращаетесь, а с неограниченным количеством лиц. Если хотите чтобы все было как на настоящей кухне - т.е. кулуарно и точно без последствий - общайтесь в закрытой тусовке. Но и тогда нет абсолютных гарантий, что ваше общение не станет общедоступным. Например, в результате технического сбоя, взлома закрытой тусовки или предательства кого-то из ее участников.
Вот какие выводы сделали журналисты Делового еженедельника "Компания" по этому поводу

Пост – не воробей

Начинающие пользователи Глобальной сети зачастую не подозревают, что любое написанное ими слово сохраняется в Интернете навсегда, а его автора можно идентифицировать в любой момент. В 2009 году было проведено исследование по заказу ресурса Careerbuilder.com.

Выяснилось, что 45% западных менеджеров по персоналу используют социальные сети как источник информации о сотрудниках. Более половины опрошенных сообщили, что откажут соискателю, если найдут в Сети его провокационные фотографии, а 35% – если обнаружат негативные высказывания о предыдущем месте работы. Сейчас в России общепринятой практикой стало изучение «следов» деятельности потенциальных сотрудников в блогосфере.

Юрий Вировец отмечает, что в последние год-два рекрутеры все чаще начали изучать не только резюме и рекомендации кандидата, но и его «следы» в Интернете – профили в социальных сетях, личные блоги, комментарии на форумах, членство в профессиональных организациях. Согласно опросу 500 российских рекрутеров, который HeadHunter проводил в конце ноября 2010 г., 57% специалистов используют соцсети для поиска персонала. Самые популярные  – «Мой круг», «Вконтакте», LinkedIn, «Одноклассники».

При этом личной информацией интересуются 37% рекрутеров. «Мне известен случай, когда компания искала вице-президента и отказалась от самой интересной кандидатуры из-за неприличных фотографий кандидата, которые были размещены на его страничке «Вконтакте», – отмечает Юрий Вировец.

Алена Владимирская, руководитель хантингового агентства «Талантинг», рассказывает историю, когда из-за записи в блоге сотруднику российской компании предложили уволиться. Женщине пришлось это сделать, так как начальник обещал сделать условия работы невыносимыми. Формальной же причиной увольнения было указано «по собственному желанию».

Ульяна Смольская, PR-директор компании «Евросеть», комментирует: «Все зависит от того, на какую должность рассматривается кандидат, иногда, конечно, потенциальный руководитель может интересоваться его увлечениями, активностью в социальных сетях. Речь идет о департаменте HR, PR, IT и т.д.».

На Западе существуют даже специальные фирмы, ведущие наблюдение за сотрудниками заказчиков и собирающие досье на соискателей. «Я думаю, что мы постепенно отходим от формата одностраничного резюме. Теперь резюме сотрудника – это история его активности в Интернете, – считает Макс Дрюкер, президент Social Intelligence Corporation (SIC), одной из таких фирм. – Практически каждая компания «гуглит» потенциальных кандидатов. Но этого недостаточно. Компаниям необходим систематизированный подход, который распространяется далеко за пределы Twitter и Facebook.

Компания отслеживает все случаи «нежелательного поведения» в блогосфере со стороны сотрудников заказчика. Критерии, что считать нарушением, а что нет, формулирует работодатель. Обычно SIC по результатам своей работы предоставляет скриншоты с доказательством таких действий.

Правда, есть в статье и забавные моменты. Например, вот такое изречение:

В России пока нет специалистов по слежке за сотрудниками в соцсетях, равно как и фирм, предоставляющих услуги по мониторингу блогов.

Ну, тут, прямо скажем, авторы статьи погорячились :)
Как минимум, Компания "Маркетинг рисков и возможностей" и Компания Р-Техно давно и серьезно мониторят блоги и социальные сети, в том числе. и на предмет проверки кандидатов на работу, а также высказываний о компании и ее продуктах.
Скорее всего, журналисты и их эксперты просто не слышали о методах конкурентной разведки.

Однако о работе компаний в этом направлении своими силами рассказано более подробно:

Алена Владимирская также отмечает, что изучение активности соискателя в блогах еще не является общепринятой практикой для оте­чественных компаний. По ее мнению, это зависит от технологической грамотности и продвинутости HR-директора и самой фирмы.

По утверждению Алены Владимирской, пока деятельность в блогах для российских фирм не может стать решающим фактором при принятии сотрудников на работу, если, конечно, речь не идет о специалисте по PR или SMM (Social Media Marketing). По ее словам, если это происходит, то чаще всего информацию о кандидате по соцсетям проверяет рекрутер, который нанимает человека на работу, чтобы избежать ошибок при трудоустройстве. Затем это делает служба безопасности предприятия, если специалист подпадает под регламент этих проверок. «Я никогда не сталкивалась с отдельными специалистами, «заточенными» на проверку кандидатов в соцсетях», – говорит Владимирская.

Однако в некоторых случаях полное отсутствие блога может вызвать подозрения в некомпетентности. «Если человек ведет блог профессиональной направленности, то это всегда является значительным плюсом в его пользу. Рекрутер понимает, что это требует усилий, времени, хорошей ориентации в своей профессиональной среде. Кроме того, часто кандидатам, имеющим личные популярные профессиональные блоги, предлагают на 30–50% более высокую зарплату, чем претендентам, которые такие блоги не ведут. С другой стороны, важно понимать, что блог должен быть грамотным и интересным. В противном случае он может сыграть против кандидата», – отмечает Юрий Вировец.

В компании Cleverics, по словам ее генерального директора Олега Скрынника, практика изучения деятельности кандидатов в блогах возникла сама собой. «Мы обращаем внимание на то, как публично представлен кандидат, в том числе в блогосфере. Факт ведения профессионального блога, поднимаемые интересные темы, умение поддержать дискуссию – все это является положительными факторами, – рассказывает Скрынник. – Неспособность излагать мысли, аргументированно отстаивать свою точку зрения, заносчивость или даже грубость, невоспитанность – хорошие «индикаторы», чтобы не тратить время на работу с таким кандидатом».


Делились ли Вы с близкими друзьями или родственниками информацией, относящейся к корпоративной тайне, без злого умысла?

 

 

Нет, не рассказывал никому 69%

Да, рассказал друзьям или родствен-никам 30%

Да, рассказывал кому-то еще 1%

Источник: HeadHunter


 
В статье приведены не только относительно старые, но и совсем свежие примеры проблем, которые компании может создать блогосфера в целом - не непосредственно в блоге сотрудника, а ввиду встречи людей с сотрудниками компании при неблагоприятных обстоятельствах. И даны некоторые рекомендации на этот счет.

Быть начеку

Блогосфера несет в себе потенциальную опасность для бизнеса, в первую очередь связанную с рисками для репутации. Любой недовольный клиент, обладающий способностью связно излагать мысли, может раздуть скандал, используя личный блог и десяток друзей.

Свежий пример на этот счет – история, взбудоражившая умы блогеров в декабре прошлого года. Семья из двух человек отправилась в Грецию отдыхать, но соскучилась по любимому телесериалу. Без всяких раздумий россияне скачали несколько серий «Интернов», используя мобильный Интернет компании «Мегафон» в роуминге. Возвращение домой преподнесло неожиданный «сюрприз» – счет от оператора на сумму около миллиона рублей. Оказалось, что у греческого партнера «Мегафона» нет системы отслеживания «минуса» абонентов в реальном времени – показания снимаются лишь изредка. С одной стороны, негодование клиентов компании понятно. С другой – услуги оказаны, и за них необходимо платить. Сейчас дело рассматривается в суде. Случай показательный – блогосферу все чаще стали использовать для давления на бизнес.

В прошлом году Альфа-банку пришлось уволить операциониста call-цент­ра после жалобы на его работу, опубликованной в блоге Ирины Василевицкой. Девушку буквально преследовал телефонными звонками сотрудник банка за долг в размере 8 руб. Пост с рассказом о навязчивости и хамстве персонала «Альфы» набрал несколько тысяч комментариев. В дело вмешался Евгений Савенко, заместитель главного операционного директора Альфа-банка, который извинился перед клиенткой и заверил, что заплатил злосчастные 8 рублей из своего кармана. Позже Савенко сообщил журналу Forbes, что невежливого работника уволили.

Еще один пример – бойкот заправочных станций ЛУКОЙЛа со стороны блогеров. Вице-президент компании Анатолий Барков в феврале прошлого года попал в автомобильную аварию – его машина ехала по встречной полосе. В итоге столкновения с автомобилем Citroёn погибли два человека – водитель и пассажир. Неизвестно, какие убытки принес бойкот компании, но резонанс был значительным. Известный рэпер Noize MC написал песню в поддержку кампании против «убийц на дорогах». И до сих пор многие социально ответственные блогеры избегают заправок ЛУКОЙЛа.
Случай с нефтяной компанией – из ряда вон выходящий. Но в целом российскому бизнесу уже ясно – лучше держать блогосферу под контролем. В большинстве крупных компаний блоги отслеживаются постоянно. Татьяна Иванова, пресс-секретарь «Мегафона», рассказывает: «Мониторинг блогосферы проводится агентством в ежедневном режиме. Мониторятся не только блоги, но и социальные сети, такие как «Вконтакте», и другие новые медиа, такие как Twitter. При нахождении сообщений абонентов с жалобами и вопросами такие сообщения обрабатываются официальными аккаунтами». В компании «Вымпелком» в 2008 году была создана соответствующая служба. Анна Айбашева рассказывает: «Была выделена специальная группа лиц, которая занимается мониторингом блогов, при этом сотрудники прямо в блоге отвечают на замечания/пожелания абонентов». Всего за два месяца – сентябрь и октябрь прошлого года – было решено более 240 клиентских проблем, озвученных в соцсетях.

Эксперты предупреждают компании, которые еще не озадачились своей репутацией в блогах: пожар легче потушить в зачатке, чем бороться с ним, когда он приобретет масштабы стихийного бедствия.


Полный текст статьи "НеБЛОГОнадежная среда"  в Деловом еженедельнике "Компания" можно прочитать здесь.

Вопрос о том, что кто-то может случайно или намеренно "слить" информацию даже из, казалось бы, надежной закрытой тусовки, не теоретический. Вот пример того, как видео с пикника милиционеров попало в Сеть и стало причиной крупного скандала, повлекшего разбирательство на уровне ГУВД Свердловской области.

Конкурентная разведка


Лично мне также неоднократно приходилось искать материалы о сотрудниках компаний в Интернете.
Либо, даже.  несколько иначе: при поиске информации о людях, ведущих себя агрессивно, оказывалось, что их поступки идут вразрез с общепринятыми представлениями о той профессии, которой они занимаются.
И прямое увязывание поступков этих людей с их местом работы очень часто пресекало их активность. Потому что человек начинал понимать, что его действия дискредитируют его работодателя, и что работодатель тоже это понимает. А как только безнаказанность заканчивается - часто  заканчивается и агрессия.
Впрочем, это полностью укладывается в один из бвзовых постулатов любой разведки (в том числе и конкурентной): оцени источник. И, прежде чем смотреть, ЧТО говорят, пойми - КТО говорит. Это поможет многое понять, а часто - и решить проблему.
Tags: Бизнес-разведка, Ющук Евгений Леонидович, блоги, блогосфера, еженедельник компания, работник и работодатель, синдром кухни, социальные сети
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 10 comments