Ющук Евгений Леонидович (yushchuk) wrote,
Ющук Евгений Леонидович
yushchuk

Category:

Журнал "Огонек" о российском троллинге: "Куда летят "утки"?

Журнал "Огонёк", №26 (5235), 02.07.2012

Особенность русского троллинга: провокаторы в Сети стали и частью государственной машины, и частью тех, кто с ней не согласен.
Владимир Тихомиров


— Вообще-то, для нас это совсем не смешная история,— горячится Александр Митрошенков, директор телекомпании ТМК — производитель программы "Спокойной ночи, малыши!", которую на прошлой неделе "закрыли" шутники из интернета.— Как только мы найдем тех, кто организовал эту провокацию, сразу же подадим в суд, потому что этот розыгрыш обернулся для нашей компании репутационными потерями...

Впрочем, тролли с сайта поддельных новостей FogNews заставили понервничать не только производителей детских программ — их шутка о том, что новый министр культуры Владимир Мединский якобы распорядился закрыть программу "Спокойной ночи, малыши!" как "пережиток советского прошлого", облетела весь интернет, затмив собой все остальные новости. Для Мединского, конечно, плохо, что в эту шутку поверили — в итоге ему пришлось выступать с официальным опровержением.

Действительно, когда многие сводят политическую деятельность к эпатажу и имитации, то стоит ли удивляться, что и настоящих людей могут подменить их имитации? Но именно в этом и кроется главное отличие российского троллинга от иностранного: это там, в Британии, тролли атакуют частную жизнь сограждан, у нас же все внимание пользователей Сети сосредоточено на общественных проблемах. А если и нападают на частных лиц, то исключительно на самых знаменитых персон — к примеру, жертвами розыгрышей FogNews были и Филипп Киркоров, якобы женившийся на актрисе из Вологды, и Вера Брежнева, якобы ставшая участницей шоу "Дом-2". Но самый большой резонанс вызвала новость о закрытии сети ресторанов "Макдоналдс" в России — эту "утку" до сих пор представители сети фастфуда вспоминают с содроганием: телефон тогда раскалился от звонков взволнованных граждан.
Явление "бригадников"

Если понимать под троллингом намеренно провокативное поведение, то человечество выросло под аккомпанемент троллинга — достаточно вспомнить хоть Диогена, хоть Остапа Бендера, который засыпал Корейко намеренно бессмысленными телеграммами типа "Грузите апельсины бочками". Но это был троллинг, так сказать, штучный, требовавший личной смелости и куража. Интернет же дал возможность почувствовать себя провокатором любому желающему, причем с полными гарантиями безопасности. И если для одних троллинг так и остался способом психологической разгрузки, то для других это занятие быстро превратилось в доходный бизнес.

Впервые об этом заговорили еще в 2003 году, когда диссиденты Анна Полянская, Андрей Кривов и Иван Ломко, эмигрировавшие во Францию, опубликовали статью "Виртуальное око старшего брата". Они писали о существовании "бригад" — специальных подразделений интернет-пользователей, которые по указке ФСБ дискредитируют оппозицию. Тогда "бригадники" показались надуманной угрозой — офисный планктон развлекается, зачем из этого делать проблему?

Четыре года спустя существование "бригадников" стало очевидным даже для скептиков, заметивших, что посты в "Живом журнале", содержащие критику властей, организованно атакуют провокаторы, которых стали именовать "тролли". Регулярным варварским набегам подвергались "Живые журналы" Алексея Навального, политолога Владимира Прибыловского и одного из руководителей организации по мониторингу выборов "Голос" Григория Мельконьянца. С этим же столкнулись и пользователи других социальных сетей — Facebook и "В контакте", которые объединяют около 30 млн русскоязычных пользователей.

— Далеко не все эти тролли были наймитами спецслужб, "Единой России" или американского Госдепа,— говорит литератор Владимир Морозов, известный на политических форумах как фельетонист Petrovich.— К примеру, мне было просто скучно сидеть в офисе — я тогда работал менеджером, отсиживая в офисе от звонка до звонка. И большую часть рабочего времени я проводил на политических форумах в спорах с виртуальными политическими оппонентами — большинство из них были такими же клерками, как и я. Также на форумах часто встречались и эмигранты, живущие в Германии или США. К примеру, один из самых упертых расистов и сталинистов был аспирантом американского вуза, жил в Нью-Йорке. В американской жизни у него что-то не клеилось, вот он и нашел отдушину для себя на российских сайтах. И таких людей до начала кризиса в 2008 году было большинство.

— А сегодня?

— Ныне большая часть троллей — это студенты и школьники, работающие по найму. Впервые мне предложили деньги за посты еще в 2008 году — около 10 тысяч рублей в месяц. Я тогда отказался — я же писал для своего удовольствия.

До сих пор очень удобен для троллинга Twitter, обеспечивающий анонимность и полную безнаказанность. Но на днях глава Twitter Дик Костоло заявил, что компания будет бороться с троллями — пользователи смогут удалять оскорбительные комментарии или скрывать от широкой аудитории сообщения, присланные с аккаунтов, владельцы которых были занесены в черные списки троллей.
Цена ненависти

В начале 2011 года эксперты Ассоциации коммуникационных агентств России отметили устойчивую тенденцию роста рекламных денег в Сети — расходы рекламодателей в интернете впервые превысили расходы в печатных СМИ, а сами социальные сети заняли второе место по рекламным доходам после телевидения.

— Как следствие появилось множество рекламных агентств, предлагающих услуги по продвижению какого-либо товара в интернете,— говорит социолог и популярный блогер Павел Козырев, исследовавший феномен российского троллинга.— Рекламная кампания обычно строится по двум линиям: это либо публикации нужных материалов на страницах топовых блогеров, либо массовый вброс информации с помощью троллей. Естественно, что такие услуги стали очень интересны бизнесу и политикам.

Устроиться работать троллем проще простого. На сайтах объявлений с вакансиями можно увидеть, к примеру, объявления следующего содержания: "В креативный центр срочно нужны хейтеры, умеющие быстро и качественно работать на форумах и в социальных сетях. Обязательные условия: ненормированный рабочий день, для лучших — работа в офисе на постоянной основе".

Хейтер — это подвид тролля, оставляющего гневные комментарии к статьям на сайтах. На письмо, отправленное по указанному адресу корреспондентом "Огонька", откликнулась некая Алена Самборская, предложившая тестовое задание: создать на форуме одного из СМИ аккаунт. Далее требовалось написать несколько пробных постов на тему: "Назначение Навального в совет директоров "Аэрофлота" — это расплата за слив оппозиции". Ссылки на посты нужно было прислать Алене, а уж она и решит, сгожусь я в тролли или нет.
При положительном исходе вопроса Алена обещала платить за каждый пост, а в перспективе обещала даже твердую ежемесячную зарплату в размере от 15 до 35 тысяч рублей.

Есть, впрочем, и другие агентства, которые набирают хейтеров на темы, никак не связанные с политикой, например для "обсуждения" каких-то корпоративных тем. Актуален и экологический троллинг. Допустим, сегодня представители одной из финансово-промышленных групп, обойденные на тендере по распределению прав на разработку месторождения, ищут бойцов интернет-фронта, чтобы поднять народ на войну с конкурентом, который якобы уничтожит всю экологию. Конкуренты тоже не дремлют и набирают свою команду. Работы, словом, хватает.

Возможно ли как-то защититься от организованных по заказу нападок таких хейтеров?

— А надо ли это делать? — отвечает вопросом на вопрос Павел Козырев.— Единственный реальный вред, который могут принести тролли,— это засорить дискуссию, отпугнув наиболее вменяемых пользователей. С другой стороны, тролли, если, конечно, не принимать во внимание их оскорбления, могут принести и определенную пользу — например, они накручивают счетчик посещений данного материала и могут вынести любую тему в рейтинг самых обсуждаемых новостей.
Так говорят тролли
Словарь
Какие слова надо знать, чтобы понять сетевых провокаторов

Астротерфинг — имитация массовости обсуждения какой-либо информации в социальных сетях. Достигается путем создания множества фальшивых пользователей и компаний в интернете, которые якобы и ведут дискуссию.

Бан — от англ. to ban — изгонять. Блокировка аккаунта пользователя в социальных сетях на определенный или неопределенный срок. Самое совершенное оружие против тролля.

Кормление тролля — по идее, тролль подстрекает пользователей с одной целью: вовлечь людей в конфронтацию, поскольку ругань и несдерживаемые потоки эмоций являются его "пищей". Поэтому в интернете часто употребляется фраза: "Не кормите троллей".

Лулзы — от англ. LOL — Laughing Out Loud — смеюсь в голос. Выражение "словить лулзов" означает получить наслаждение, в данном случае — от конфликтной свары в интернете.

Троллинг — от англ. trawling, trolling — ловля рыбы на блесну. Провокационное поведение с целью вызвать конфликт среди окружающих. В более узком смысле — написание в социальных сетях провокационных сообщений. Занимающийся троллингом именуется троллем, что удачно совпадает с названием злобного мифологического существа.

"Толсто!" — оценка троллинга, который делится на "толстый" (то есть нарочитый, явный) и "тонкий" (более продуманный). Замечанием "Толсто!" собеседник показывает троллю, что его провокация раскрыта.

Флуд — от англ. Flood — наводнение. Размещение большого количества однородной информации или бесполезных символов, призванных отпугнуть других пользователей от данной странички.

Фэйл — от англ. Fail — облом. Провал тролля в процессе дискуссии, признание своей троллиной природы.

Холивар — от англ. Holy War — священная война. Долгая и ожесточенная грызня в интернете по поводу какого-либо вопроса, не имеющего однозначного ответа: например, кто лучше — "Спартак" или ЦСКА. Задача любого тролля — свести к холивару обсуждение практически любой темы.

Эльфинг — вид тонкого троллинга, но с другим знаком: вместо того чтобы провоцировать и оскорблять собравшихся, эльфы начинают сыпать комплиментами и превозносить собеседника до небес, чем провоцируют его на новые откровения.


На службе партии

Совершено иной взгляд на проблему троллинга у партии власти. Еще в августе прошлого года, как сообщали в "Известиях", прошло закрытое селекторное совещание руководителей ЦИК партии "Единая Россия" с представителями региональных отделений, посвященное предвыборной стратегии работы в интернете. Именно тогда представители ЕР впервые признали, что у партии власти есть серьезные проблемы с имиджем в интернете: к примеру, группа КПРФ в сети "В контакте" тогда насчитывала около 70 тысяч пользователей, а две группы единороссов (в этой социальной сети они разделились почему-то на два лагеря) — чуть более 100 тысяч. В итоге было принято решение "наращивать число комментаторов и обучать их", а также прозвучала рекомендация активнее использовать механизмы "накрутки" рейтингов блогов, которые ведут активисты партии.

О том, как решения партии были претворены в жизнь, широкая общественность узнала 30 января 2012 года, когда хакеры из группировки Anonymous начали выкладывать в открытом доступе переписку из взломанных почтовых ящиков бывших главы Росмолодежи Василия Якеменко и пресс-секретаря "нашистов" Кристины Потупчик. Из переписки следует, что Якеменко и Потупчик занимались финансированием различных блогеров, которые получали средства за написание постов и комментариев в ЖЖ и различных СМИ. Вот строки из одного отчета: "Лена Савва (награждена iPad), итог месяца: 651 комментарий, 44 дискуссии — 50 тысяч рублей; Миша Кудрявцев (награжден iPad), 366 комментариев, 48 тысяч рублей; Регина Кирютина, итог за месяц: 150 комментариев — 18 тысяч рублей. Норма 60 комментариев в неделю, 6 дискуссий в неделю. Каждый комментарий оплачивается 85 рублями, дискуссия — 200 рублей".

Насколько оказались эффективны методы "накрутки", говорит статистика: сегодня в официальной группе "Единой России" в сети "В контакте" числится всего 2457 человек, а вот в сообществе "Народ против "Единой России"", не существовавшем год назад,— 16 тысяч человек. Еще хуже обстоит дело с блогами активистов — в первой десятке рейтинга блогов "Живого журнала" их нет. Что еще раз доказывает: троллинг — это всего лишь инструмент и он не способен сотворить чудеса в бездарных руках.

Но это только одна сторона вопроса. Примерно в то же время работой с блогосферой озаботились и силовики — в августе 2011 года главной темой неформального саммита ОДКБ (Организации Договора о коллективной безопасности) в Астане стала роль социальных сетей в твиттер-революциях на Ближнем Востоке. Привыкшие противостоять традиционным угрозам, они растерялись, натолкнувшись на отсутствие единого центра организации протестной деятельности в соцсетях. Сразу же после этого саммита генпрокурор Юрий Чайка заявил на заседании Координационного совета генпрокуроров СНГ, что необходимо установить контроль над социальными сетями в интернете. Например, следует запретить комментаторам скрывать свою личность под псевдонимом: если хочешь покритиковать власть, то надо это делать цивилизованно, то есть с указанием всех паспортных данных и прописки.
Тролли выходят на улицу

Оппозиция в ответ наращивает троллинг власти. И здесь речь не только о периодически появляющихся в Сети фальшивых сообщениях о движении в Москву колонн внутренних войск или о провокационных звонках чиновникам от имени руководства страны; жертвами этих розыгрышей стали и председатель ЦИК Владимир Чуров, и министр Виталий Мутко.

Сегодня методы политического троллинга все активнее переносятся из интернета на улицу. К примеру, в Нижнем Новгороде активист "Левого фронта" Сергей Корнеенко в ответ на принятие репрессивных поправок к закону "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" предложил троллить местные администрации — в частности, он подал в мэрию Нижнего Новгорода уведомление о проведении шествия "В магазин за батоном". Целью шествия, как указано в заявлении, является "покупка батона в компании друзей и выполнение на деле требований нового закона о митингах".
Администрация шествие запретила — дескать, "целью публичного мероприятия является свободное выражение и формирование мнений", а у вас не мнение, а так, баловство одно. Вскоре в администрацию хлынул поток аналогичных заявлений, к "походу за батоном" подключились и другие регионы.

А чем еще, как не троллингом власти, можно назвать и знаменитую прогулку писателей по московским бульварам, собравшую тысячи участников?

Но куда более масштабный троллинг организовал оппозиционер Навальный, запустивший 29 мая проект "Добрая машина правды" ДМП (Mashina.org) — своего рода сообщество политических спамеров, готовых от своего имени рассылать людям письма с обличением "режима", дабы таким нехитрым образом "бороться с государственной машиной пропаганды".

Первой жертвой ДМП пали жители юга России: 21 июня Навальный объявил о начале старта кампании в отдельно взятом Краснодарском крае, а уже 25 июня заявил о полном и сокрушительном триумфе: за эти четыре дня добровольцы ДМП отправили по интернету более 100 тысяч писем. И этот вал писем, по мнению оппозиции, самым прямым образом повлиял на судебный процесс против краснодарского эколога Сурена Газаряна, которого обвиняли в порче забора путем нанесения надписи "Губернатор — вор!" (в итоге Газаряну дали три года условно).

Поможет ли подобный политический троллинг не то чтобы выиграть выборы этой осенью, а хотя бы привести оппозиционных политиков в областные и краевые парламенты — на этот вопрос даже сами тролли порой дают отрицательный ответ. Но в том-то и опасность политического троллинга — в него очень легко заиграться. И не заметить того момента, когда выдуманные троллями с обеих сторон баррикад события полностью заменят собой реальную жизнь.
"Зарубежные компании не обязаны отвечать на запросы российских правоохранительных органов"
Мнение
Почему в России сетевого тролля наказать крайне затруднительно, объясняет президент юридической компании "Интернет и право" Антон Серго

Хотя в сегодняшней российской нормативно-правовой базе много внимания уделено интернету, с мелким сетевым хулиганством, которое вполне можно называть и троллингом, проблемы. Вероятность обнаружить хулигана почти нулевая.

Ведь как происходят поиски? Когда распространяется информация о каком-то противоправном деянии в интернете, правоохранительные органы обращаются к держателю сайта. Если сайты размещены в России, как, например, социальные сети "В контакте" или "Одноклассники", это еще полбеды — они обязаны ответить на запрос правоохранительных органов и выдать IP-адрес тролля. Чаще всего так и происходит. Но поскольку IP-адрес — это не паспорт, полицейские обращаются к провайдеру, чтобы тот сообщил имя абонента, скрывающегося под конкретным адресом. Тут возникает следующая сложность: кому принадлежит этот адрес?
Когда полиция доходит до квартиры, то как она может установить, кто именно из проживающих был сетевым хулиганом?
Сделать это — практически невыполнимая задача. А самое главное заключается в том, что тролли со стажем использует так называемые анонимайзеры — технологии, позволяющие скрывать IP-адрес, поэтому в руки закона попадают наименее матерые хулиганы.
С зарубежными компаниями, как, например, Livejournal или Facebook, все еще сложнее. Они не обязаны отвечать на запросы российских правоохранительных органов. А когда от них приходят ответы, то часто они бывают в таком духе: "Мы выдаем данные только в соответствии с законом о персональных данных США". По неофициальной информации, сейчас один известный российский экономический журнал собирается подать иск в суд против комментария в ЖЖ, в котором было сказано, что одна из статей издания заказная, и указаны имена конкретных "заказчиков". Посмотрим, что из этого получится.

Подробнее: http://kommersant.ru/doc/1966731

Еще материалы по теме ботов, ботоводства и троллинга.

Кейс по социальной инженерии. Манипулятивное удаление участника группы силами модератора.

Боты в психологических онлайновых операциях. Американский опыт.

Манипулирование в блогах, форумах и социальных сетях. Эволюция ботов.

Почему крупные страны разрабатывают системы управления ботами в соцсетях, форумах и блогах

Совершенствование ботов для социальных сетей. Сделан новый шаг.

"Розвідка України": Open Source Intelligence Center ЦРУ мониторит социальные медиа по всему миру

Елена Ларина о сути проекта ФБР по мониторингу социальных сетей

Борцам с "черным PR" и специалистам контрпропаганды. Игорь Ашманов: как отличить новость от вброса.Борцам с "черным PR" и специалистам контрпропаганды. Игорь Ашманов: как отличить новость от вброса.

Журнал "Огонек": "Не пойман — не тролль"

Журнал "Огонек" о российском троллинге: "Куда летят "утки"?

Tags: Евгений Ющук, активные мероприятия, ботоводство, боты, тролли, троллинг, троллинг в политике
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 6 comments