Ющук Евгений Леонидович (yushchuk) wrote,
Ющук Евгений Леонидович
yushchuk

Геополитика создала репутационные риски, угрожающие бизнесу в реале

Репутация и общественное мнение виртуальны. Однако проблемы, которые могут появиться у компаний, вследствие пренебрежения общественным мнением, способны оказать самое что ни на есть реальное воздействие их судьбы. Геополитические риски только на первый взгляд находятся где-то далеко. В реальности, компании уже сегодня должны внимательно просчитывать последствия своих шагов, с этой точеи зрения. И вот тут-то проявляется роль и квалификация пресс-служб: те, у кого есть грамотные пиарщики, умеющие работать в условиях кризиса, получают дополнительные конкурентные преимущества. Впрочем, потому у серьезных структур и есть пресс-службы, причем их руководители могут находиться даже в должности директоров по своему направлению.
Далее - цитата из "Интермонитора".


Бизнес на патриотизме: придется «или крест снять, или трусы надеть»


ГеббельсмобильУкраинский вооруженный конфликт открыл для ряда бизнесменов новые возможности, но одновременно породил новые риски. Российское общество сплотилось вокруг президента Путина, поддерживая его геополитические решения. Президент открыто говорит, что устанавливается новый мировой порядок, в котором США будут играть менее важную роль, нежели 10-15 лет назад.

Понятно, что Соединенные Штаты не будут безучастно наблюдать за понижением своей роли, а попытаются отстоять занимаемые позиции. К тому же, еще в 2012 году американцы через тогдашнего Госсекретаря Хиллари Клинтон заявили, что попытаются предотвратить или хотя бы замедлить появление нового геополитического игрока – Евразийского Экономического Союза (ЕАЭС).

Создание ЕАЭС – уже не только идеологическое, но и практическое мероприятие. Причем очень дорогостоящее. На создание Евразийского Экономического Союза, как и на торпедирование его создания, тратятся большие средства. Часть этих средств идет на информационное сопровождение действий России и ее противников, под углом зрения плательщика.

Одним из мероприятий, проводимых американцами для противодействия планам России, стал украинский кризис. Это многогранная операция, где замедление развития России и создания ЕАЭС – лишь одна из задач.
Украинский кризис призван также обеспечить доминирование США на рынке Европы, для чего требуется полностью устранить, или ввергнуть в проблемы, а затем купить по дешевке многие ведущие европейские компании. Еще одна задача, ради которой США инициировали политический, а затем и военный кризис на Украине — заключить договор о зоне свободной торговли с ЕС на условиях США.

Общественное мнение по обе стороны фронта на востоке Украины, во многом в результате пропаганды, сплотилось вокруг своих правительств. Население Украины, в массе своей, уверено, что Украина воюет против регулярной российской армии, причем уже перемололо лучшие войска и вот-вот пойдет штурмовать Кремль. Российское население, благодаря намного более правдивой подаче информации в СМИ, занимает более адекватные реальности позиции, и понимает, что правительство России нуждается в поддержке своего народа.

Эта поляризация российского общества в условиях кризиса существует объективно, и уже проявилась в нескольких резонансных скандалах. Примером такого скандала может служить возмущение в России фактом продажи Нацгвардии Украины 29 грузовиков «КамАЗ» летом 2014 года.

В России вопрос об этой продаже поднимался даже на уровне Госдумы: депутаты потребовали, чтобы ФСБ проверила законность сделки. Поскольку депутаты обращались именно в ФСБ — понятно, что вопрос находится в плоскости национальной безопасности России.

Совершенно логично, что российский автогигант оперативно открестился от причастности к поставкам грузовиков украинской Нацгвардии.

Скандал с Камазами
Материал Деловой газеты «Взгляд», vz.ru


Деловая газета «Взгляд» тогда провела опрос среди читателей, в ходе которого оказалось, что, по состоянию на 26.10.2014 года, почти 90% респондентов считают: Россия не может продавать Украине продукцию военного (двойного) назначения.


России невыгодно продавать на Украину технику двойного назначения
Результаты опроса, проведенного Деловой газетой «Взгляд», vz.ru

По нашему мнению, причины такого результата опроса очевидны: россияне считают неприемлемой поддержку вооруженных формирований, убивающих мирное население на востоке Украины.

Примечательно, что и украинские националисты крайне негативно отреагировали на эту покупку. Комментарии, как обычно для Украины, не были образцом политкорректности. Украинские читатели в резкой форме негодовали, что грузовики приобретены не у украинского производителя, а также возмущались поддержкой российского завода.
Украинские националисты недовольны приобретением российских грузовиков
Комментарии в украинском СМИ «Наши деньги», к статье «Нацгвардии Украины приобрели 29 российских КамАЗов за 28 миллионов», nashigroshi.org

Другим резонансным примером, показывающим, что информационная и финансовая поддержка украинских военных, которые убивают мирных граждан на востоке Украины возмущает граждан России, является скандал вокруг Андрея Макаревича. Как ни пытался Макаревич лгать, что его, якобы, преследует государство, и якобы за то, что он пел детям беженцев – но российское общественное мнение смогло и до реальных причин докопаться, и фактически оказанную Макаревичем финансовую поддержку войны на Украине доказать.

Макаревич под украинским флагом
Макаревич выступает, якобы, «против войны», но почему-то в Москве и под украинским флагом. Фото с портала ohranka.com

Журналисты и общественность в России не простили бывшему народному кумиру фактического спонсирования украинских военных на сумму почти 300 тысяч рублей (примерно такая сумма, вырученная от продажи его гитары, была, по данным СМИ, потрачена на покупку касок для Нацгвардии Украины). После откровенной поддержки Макаревичем украинских властей и его показательной «слепоты» по поводу преступлений украинских военных против мирных граждан, многие стали считать этого певца предателем, и относиться к нему соответствующим образом.

О том, что нынешние власти Украины считают пропаганду очень важным элементом в борьбе с Россией и русским населением своей страны, свидетельствует и засветившийся во фронтовых сводках украинский пропагандистский бронетранспортер, уничтоженный ополчением Новороссии. За наличие звукоусиливающей аппаратуры, в российских соцсетях его окрестили «Геббельсмобилем».

Геббельсмобиль
Украинский пропагандистский бронетранспортер, уничтоженный Ополчением. Фото с Информационного портала республики Новороссия, novosti-novorossii.ru

Еще одним примером того, что «фальшивить» на теме патриотизма опасно, можно считать, на наш взгляд, и инцидент с компанией «Гайдзин», выпускающей компьютерные игры военной тематики. Интермонитор рассказывал об этой ситуации в материале «Патриотизм «с фигой в кармане» или как подставляли вице-премьера Рогозина», а также в интервью блогера Леонида Константиновича.

Там блогеры заподозрили «Гайдзинов» в неискренности по отношению к теме патриотизма. Причем возник скандал как раз после того, как вице-премьер Рогозин, известный своим искренним патриотизмом, похвалил патриотический видеоролик к одной из игр этой компании. В этой части, проблема, по мнению блогеров, была в том, что ролик, цепляющий за душу патриотов России (в том числе и Рогозина), был сделан украинскими специалистами.

Сама компания «Гайдзин» не ответила на вопросы о том, когда, кому и при каких обстоятельствах она заказывала ролик, а блогеры уверены, что заказ размещался на Украине, и, по их мнению, связано это могло быть с ценовой выгодой.

Вопроса, в связи с этим, возникло два. Во-первых, как утверждают СМИ, каждый гражданин Украины обязан платить так называемый «военный налог» со своих доходов. А это значит, что любой доход, полученный украинскими гражданами, идет на поддержку армии, убивающей мирное население на востоке Украины.
Во-вторых, реалии Украины сегодня таковы, что к любому, кто заподозрен там в нелояльности к националистам, могут прийти вооруженные люди и потребовать продемонстрировать лояльность.

Поэтому заказ патриотического ролика фирме на Украине может привести к тому, что завтра эта же фирма снимет ролик, прославляющий, например, дивизию СС «Галичина», или Степана Бандеру и его головорезов. В честь «Галичины» и Бандеры на Западе Украины открыто проводятся шествия, и сторонники их героизации прошли даже в Верховную Раду – так что риски такого рода совершенно реальны. Как в таком случае будет выглядеть тот же Рогозин, и что будут чувствовать российские патриоты – большой вопрос.

Проблема патриотизма не материальна, а выходит в область эмоций и доверия, но она, де-факто, уже стала геополитическим риском для компаний в России. Причем это новая проблема, еще год назад ее в нынешнем виде не существовало — вероятно, этим можно объяснить такое большое количество инцидентов.

Чтобы лучше разобраться в ситуации, профессор УрГЭУ Евгений Ющук провел в своем Фейсбуке опрос. Его аудитория, преимущественно, состоит как раз из людей, настроенных в той или иной степени пророссийски, хотя есть там и некоторая часть украинских националистов, и просто патриотов украинского государства.

Вопрос, собравший более 250 комментариев, был сформулирован следующим образом: «Прошу высказаться. В свободной форме. Можете как угодно, в общем. Мне надо понять соотношение голосов и аргументацию. Чем будет больше высказавшихся — тем лучше.

Итак, представьте себе ситуацию. Вы — руководитель компании по продаже военной тематики. Без разницы чего.
Вам надо сделать небольшой, но цепляющий фильм на тему Великой Отечественной войны. Так, чтобы патриотов за душу брало и подвиг советского народа был показан ярко.
У вас три предложения. Два — от российских компаний и одно — от украинской. Качество во всех трех случаях высокое и есть гарантия, что вас не «кинут» (подчеркиваю это отдельно).
Вам известно, что на Украине очень высок градус национализма и многие если не сами в Нацгвардии, то друзья там.
Вы понимаете, что деньги, заплаченные вами, могут пойти на нужды украинской армии, которая сейчас воюет в Донбассе.
НО! Цена фильма на Украине ниже примерно процентов на 30.
Советники говорят вам, что подрядчик сделает классно, но если завтра его попросят сделать фильм о советской оккупации или о героях-бандеровцев — он и это сделает, причем с душой.

ВОПРОС:
Какой выбор вы сделаете и почему? Только реально — представьте, что вы СВОИ деньги платите, а не абстрактные, поэтому патриотизм патриотизмом, но бабло-то не лишнее.

Заранее спасибо всем, кто принял участие в этом развернутом опросе.»


Голоса распределились следующим образом:

Итоги голосования по заказу на Украине
Итоги голосования по допустимости размещения заказа патриотического кино на Украине, из Фейсбука Евгения Ющука

При этом небольшая часть респондентов отметила, что для максимально точного ответа на вопрос надо знать, когда делался и принимался заказ. Потому что градус национализма и антироссийской истерии на Украине постоянно нарастает, но было время, когда репутационные риски, обсуждаемые в настоящем материале, невозможно было спрогнозировать. Впрочем, напомним, что в случае с компанией «Гайдзин» информации об этом, на момент написания настоящего материала, нет, несмотря на то, что вопрос такого рода был ей задан.

Основная аргументация немногочисленных сторонников заказа патриотического кино на Украине сводится к двум пунктам: «А вдруг, пока украинские подрядчики делают фильм, они проникнутся идеологией нашего патриотизма» и «Надо постараться, чтобы никто не прознал что это украинские подрядчики, тогда удастся сэкономить без негативных последствий».

Было также немало голосов в пользу размещения материалов, с целью экономии, в государствах, союзных России. Или, хотя бы, в странах, не настроенных к России так агрессивно, как Украина. Лидерами в рекомендациях такого рода стала Беларусь, упоминались также Болгария и Сербия.

Но подавляющее большинство респондентов, как и в опросе «Взгляда», выступила категорически против размещения заказа на Украине. Мотивировали, главным образом, репутационными рисками, опасением, что деньги, выплаченные подрядчикам, могут пойти на войну против мирного населения востока Украины, а также неприятием самого факта материальной поддержки Украины (пусть даже через коммерческие организации), находящейся под управлением антироссийских сил.

Вот некоторые наиболее яркие высказывания из этого опроса (тексты приведены «как есть»):

Маргуба: Если исходить из цели ведения бизнеса, то выбор организации, предложившей минимальную цену при прочих равных условиях — естественно. Однако, есть нюанс. А именно, стратегия компании. Если в последующем нужны будут госконтракты, ништяки близости к патриотически настроенным управленцам — то выбор украинской фирмы — это жирный минус, при условии последующего негативного (для нас) поведения последней.

Антон: Закажу в РФ, потому что потом рискую огрести в соцсетях и по смям за заказ их националистам, а потом еще раз огрести, если снимут бендеровцам, а деньги пустят на их АТО.

Сергей: помимо экономии денег я бы задумался о «лице» компании… работа со студией, которая находится даже территориально в стране, где сильны антироссийские настроения… можно потерять лицо, а это дороже сиюминутной выгоды… потери несравенно большие

Алиса: Я бы заказала у Украины. И не потому что дешевле! А потому что — пусть снимают с душой, и может и им пригодиться для совести

Александр: При съемках на Украине в такой компании репутационные риски запредельно высоки. Тут не просто лицо — весь бизнес можно потерять.

Отто: никто не гарантирует, что наша киностудия завтра с тем же успехом не станет работать с украинским заказчиком. какого нибудь фильма «майданлюбофьмая».

Инесса: Я считаю, что всегда есть как минимум третий вариант, если смотреть над ситуацией. Я сниму фильм в Болгарии, это 1.обойдется значительно дешевле, чем в Украине, по стоимости это будет 60-40% от российских расценок. 2. Мне никто не будет выносить мозг безалаберностью и сваливанием вины на третьего. 3. Деньги не пойдут на нациков. 4. Я получу то, что заказала и в срок. 5. Все оборудование будет высшего качества и современное. Я не вписываюсь в заданные Вами рамки, и тем не менее это мой выбор: и нациков не кормить и деньги съэкономить, и качественно сделать.

Валерия: На Украине. У профессионалов нет национальности.

Максим: В свое время Крис Кристоферсон (если не путаю) после съемок в главной роли в антисоветском фильме приехал в СССР и дал интервью строго противоположной направленности. Уверен, что пропагандистский эффект фильма быстро сошел к нулю, почти сразу после того, как исполнитель главной роли плюнул на свою работу, вполне успешную, кстати, работу.
Мне кажется, что принимать своего зрителя за абсолютно круглого идиота, пускающего слюну при виде экрана, которому все равно кто снимал фильм и про что- вот не неправильно. Потом потерять придется больше, чем сэкономил, если не все. Тем глупее потерять свои деньги.


Максим: Да, если даже заказчик проследит, чтоб деньги не пошли на вооружение всу, коллеги и конкуренты, или просто экзальтированные доброжелатели, а то и сами украинские патриоты или «патриоты» обязательно разыграют эту карту и после этого «открытия» никому он ничего не докажет. Потому что не докажешь ничего. Потому что эмоций будет достаточно, чтоб не разбираться и не думать. Заложить такую мину себе на дороге за свои же деньги- это прям-таки изощренный вариант самоубийства :-))

Николай: Перекинуть заказ в белорусь. Как уже сделали почте все работающие на аутсорсе с украиной

Елена: Если это мои деньги, то я должна тщательно просчитать все возможные риски. Если та компания, которая пусть прекрасно выполнит мой заказ, завтра снимет такой же убедительный фильм про героев-бандеровцев, то это бросит тень на мой фильм и значительно снизит его качество. Ну и зачем мне это надо.

Таким образом, можно констатировать, что мнения патриотически настроенных россиян отнюдь не благожелательны к коммерсантам, желающим пропиариться, или заработать денег на патриотической теме, но при этом размещающим заказы в стране, государственная политика которой носит антироссийских характер. Тем более – в стране, руководители которой прямо заявляют, что они, якобы, воюют с российской армией.

Не понимать этого, на наш взгляд, невозможно. Но, в таком случае, получается, что компания, делающая заказ в современной Украине, вероятно, пытается «сфальшивить», причем преследуя, скорее всего, корыстный интерес. Как тут не вспомнить старый анекдот на тему явно выраженного диссонанса в поступках — про Бориса Березовского, которому в бане посоветовали «или крест снять, или трусы надеть».

По-видимому, после череды подобных скандалов российский бизнес все же включит в перечень рисков и репутационные риски, связанные с Украиной.
Tags: Геополитические риски компаний, Евгений Ющук, Кейс, Украина, Управление репутацией
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments