?

Log in

No account? Create an account
Ющук Евгений Леонидович

Декабрь 2017

Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31      

Конкурентная разведка (Competitive Intelligence)

Теги блога "Конкурентная разведка"

Разработано LiveJournal.com
Ющук Евгений Леонидович

О России и не только. Почему Google переполнен неуклюжими стереотипами?

Любопытный эксперимент чешского лингвиста, изучившего стереотипы восприятия европейских народов американскими пользователями популярной поисковой системы

Математик и лингвист из Чехии Якуб Мариан провел любопытный эксперимент с поисковой системой Google.

Пользователи этой системы знают, что стоит в строке запроса начать формулировать интересующую вас тему, как компьютер предлагает на выбор самые распространенные варианты вопросов, начинающихся с написанных вами слов.

Мариан решил проверить, какими будут самые популярные вопросы, которые пользователи американской версии этой поисковой системы задают о европейских странах. Именно эти вопросы формируют предлагаемые системой ответы. Результаты исследования Мариан перенес на карту Европы и опубликовал в блоге британской газеты Independent.


Оказалось, что подавляющее большинство вопросов отражали устойчивые, хотя и поверхностные и основанные на домыслах стереотипы восприятия европейских народов не очень сведущими пользователями.

Больше всего, как оказалось, жителей других частей мира, где говорят по-английски, интересует уровень жизни не говорящих по-английски европейцев.

К вопросу, начинавшемуся словами «Почему Португалия/Испания/Болгария/Украина/Латвия…», Google автоматически добавлял: «…такая бедная?». А вот к тому же вопросу о Германии и о Норвегии система добавила: «…такая богатая?».

Вопрос о Дании система завершила: «…самая счастливая страна в мире?». О причинах такого завершения запроса не догадывается даже автор карты.

Видимо, нередко обращаются за помощью к Google футбольные болельщики. К вопросу «Почему Голландия…» поисковик добавил «…оранжевая?» (такого цвета спортивная форма национальной сборной этой страны), а к такому же вопросу про Италию Google прибавил: «…синяя?» (вероятно, тоже из-за синего цвета спортивной формы итальянской сборной).

Также многих пользователей, похоже, озадачивает кодовое обозначение стран-участниц соревнований, которое используется на спортивных табло и на телеэкранах во время трансляции футбольных матчей. Так, вопрос «Почему Швейцария…» поисковая система дополнила словами «… обозначается СН?», «Почему Хорватия…» словами «…обозначается HR?», а «Почему Румыния…» — «…обозначается ROU?».

На самом деле, Швейцария использует первые буквы латинского наименования страны Confoederatio Helvetica), Хорватия чаще всего пользуется двумя первыми согласными буквами своего наименования по-хорватски, а Румыния использует в коде Международного Олимпийского комитета первые три буквы написания названия страны по-французски, который традиционно считается языком дипломатии и официально используется в Олимпийском движении.

Однако Якуб Мариан признает, что пользователи Google, видимо, следят и за последними мировыми событиями. Про Великобританию первый всплывающий из недр компьютерной памяти вопрос касается причин ее выхода из Европейского союза, про Францию — причин совершаемых на эту страну террористических атак, про Россию — причин бомбардировок в Сирии. Про Австрию и Финляндию чаще всего спрашивают, почему они до сих пор не в НАТО.

Самый веселый, пожалуй, вопрос достался Турции. Англоязычные пользователи Google никак не могут взять в толк, почему эта страна называется точно так же, как в английском языке называют индюшку: Turkey.

В действительности же, как писал еще Лев Гумилев, слово «тюрк» (türk), давшее название турецкому этносу, имеет значение «сильный, крепкий». А применительно к индюшке это слово стало использоваться по ошибке. В XVI веке «турецкой курицей» называли цесарок, которых экспортировали из Турции. И по аналогии колонисты в Америке так же стали называть местных птиц, индюшек.

В глубине изучения международных предрассудков с Якубом Марианом, похоже, может поспорить автор книги «Атлас стереотипов и предрассудков» Янко Цветков.

У этого исследователя также есть составленная им очень любопытная карта восприятия России не самой образованной частью западного общества.

На составленную им карту России Цветков нанес представления о нашей стране, которые вряд ли могут вызвать какую-то реакцию, отличную от улыбки.


Если на севере Европейской части России на этой карте еще можно встретить «Подводные лодки и болота», то есть хоть какие-то признаки жизни, то на карте за Уралом уже можно прочитать лишь, что там нет «Совершенно ничего». Еще дальше на Восток можно найти «Алмазы и шубы», а южнее — «Бабу Ягу, медведей и леса». В центре Сибири, согласно представлениям западного обывателя, считает Цветков, можно найти лишь «Взрывающиеся НЛО».

https://www.bfm.ru/news/336344

Подписаться на Telegram канал yushchuk

Comments