?

Log in

No account? Create an account
Ющук Евгений Леонидович

Ноябрь 2017

Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930  

Конкурентная разведка (Competitive Intelligence)

Теги блога "Конкурентная разведка"

Разработано LiveJournal.com
Ющук Евгений Леонидович

Как "проумиляли" метаморфозы Поклонской

Крым: мифы «русского анклава»

Эта статья ни в коей мере не будет посвящена ни пресловутой «Матильде», ни профессиональной деятельности Натальи Поклонской. Просто потому, что я не считаю себя специалистом в этих сферах. Мне бы хотелось остановиться на некоторых особенностях крымской истории и крымского менталитета, которые помогут понять создавшуюся ситуацию.

Прежде всего, нужно учесть, что в Крыму практически не было ничего украинского. Носителями языка и культуры Украины можно условно считать лишь жителей некоторых сел Северного Крыма, потомков переселенцев конца 40-х – начала 50-х годов ХХ века. В остальном Крым   уверенно можно называть «русскокультурным анклавом».

По данным Всесоюзной переписи 1989 года русские составляли 78,7% населения полуострова. При этом, по данным той же переписи, из общего числа этнических русских, проживающих на полуострове, родившиеся в Крыму составляли 50%.   Крымский ученый Сергей Киселев в начале 2000-х годов указывал на такие термины, как «крымская идентичность», которая впоследствии стала звучать, как этнографическая константа «крымские русские».

Именно анклавность Крыма предопределила то, что в дальнейшем стало звучать как «осколок империи» и «советский заповедник». На самом деле тут действительно есть доля истины, определенная крымской историей, но при этом совершенно не несущая негатива. Что, кстати, хорошо отразил Василий Аксенов в «Острове Крым».

Да, во многом Крым ментально ощущал связь с ушедшей Российской империей. Прежде всего, потому, что Крым тогда жил если не хорошо, то, во всяком случае, неплохо. Здесь не было беспросветной нищеты деревень, зато были небольшие расстояния между населенными пунктами и прекрасный климат. При всей провинциальности полуострова в теплое время года сюда съезжались не только сливки высшего общества, но и люди искусства, литературы, науки. Многие исконно крымские семьи (в том числе и моя) могут похвастаться знакомством своих предков со знаменитыми людьми. В этом плане провинциальный Крым можно сравнить с Москвой и Петербургом.

Поэтому существует миф о каком-то «золотом веке» до гражданской войны. Потому что, в Гражданскую войну Крым был расстрелян. Как последний осколок империи. Как последнее прибежище уходящего мира. «Белый террор» Врангеля и Кутепова. «Красный террор» Землячки и Бела Куна.

Крым совсем неплохо жил и в советские времена. Поэтому - да, есть определенная мифообразующая ностальгия по Советскому Союзу. Благополучие Крыма определял не только статус всесоюзной здравницы. Здесь работали известные предприятия, в том числе оборонной промышленности, в каждом районе были колхозы-миллионеры, отправляющие продукцию прямо в Москву.

Присоединение Крыма к Украине вызвало, конечно, и негодование, и недоумение, но, кроме вывесок и введения нескольких часов украинского языка в школах, особо ничего в жизни крымчан не изменилось. По-прежнему все было замкнуто на Москву, все вопросы решались именно там, туда ездили в министерства, туда ездили повышать квалификацию, туда забирали лучшие крымские кадры.

Катастрофой для полуострова стал 1991-й.

Крымчане до последнего боролись за Советский Союз. 20 января 1991 года в Крыму состоялся первый в истории СССР народный референдум. На нем 93% крымчан высказались за «воссоздание Крымской Автономной Советской Социалистической Республики как субъекта Союза ССР и участника Союзного договора». 17 марта 1991 года 87% крымчан ответили «да» на Всесоюзном референдуме о сохранение Союза Советских Социалистических Республик как обновленной федерации равноправных суверенных республик. Зато на референдуме о независимости Украины властям еле-еле удалось натянуть 54% ( по остальной Украине - 90%).

И с 1991 года «сепаратистский» для Украины Крым оказывается в культурной и ментальной изоляции. Ельцинская Россия от него, в сущности, отказалась. От самостийной Украины отказался сам Крым.

Этот экскурс в историю показывает, какие истоки существуют у крымского мифотворчества.

Есть ли в Крыму определенный миф ностальгии по империи, как бы она не называлась – Российской ли империей, Советским Союзом? Да, безусловно, есть.

Есть ли ностальгия по монархии и монархам? Абсолютно нет. Разве что традиционно чтят память Екатерины Великой, присоединившей Крым к России. А между этими понятиями есть большое и опасное отличие, как показало время.

Нужно учитывать, что крымский анклав был искусственно оторван от многих политических, идеологических и культурных процессов, происходящих в Российской Федерации.

В 2014 году крымчане радостно ворвались в российскую действительность, которая достаточно изменилась за прошедшие 23 года. Их настроение можно назвать одним словом - «эйфория». (И никакого разочарования не появилось, что бы там не придумывали злопыхатели). В свою очередь, материковые россияне впервые за это время посмотрели на Крым не только как на место пляжного отдыха, а как на субъект со сложившимся в ситуации анклава культурным устоем. И, честно признаем, как на заповедник, несколько затерявшийся во времени. И тут, как мне кажется, будут уместны слова «умиление» и «снисходительность».

Именно этим можно объяснить определенный феномен Натальи Поклонской. Красивая, смелая, пассионарная, возглавившая Прокуратуру Крыма в самое беспокойное время, она стала лицом «Крымской весны». Ею восхищались в разных уголках страны и за рубежом. Она избрана по спискам «Единой России» в Государственную Думу. И вот тут нужно опять вспомнить слово – «умиление».

Напомню некоторые факты.

20 июля 2014 года новоназначенный прокурор Республики Крым Наталья Поклонская награждена Императорским женским Орденом Святой Великомученицы Анастасии. Кроме этого, Императорским Орденом Святой Анны I степени. Награда была вручена Главой Российского Императорского Дома Романовых Великой Княгиней Марией Романовой, которая этот орден и учредила.

В октябре 2014 года на мероприятии в Ливадийском дворце Наталья Поклонская передала в дар музею коллекцию уникальных фотографий семьи Николая II. Потом она «села за старинный белый рояль, за которым любили музицировать императрица Александра Федоровна и дочери Николая II, и сыграла несколько классических композиций». Общественность умилилась.

В Ливадийском дворце 19 мая 2015 года открыли бюст российскому императору Николаю II. Главный прокурор Крыма выступила автором этой идеи. Как писали СМИ, Прокурор Крыма взяла шефство над Ливадийским дворцом, передает ему уникальные экспонаты, а в феврале 2015 года на собственные деньги заказала мемориал царской семьи.

"Наши заступники и великомученики ведут нас и всю Россию, показывают нам направление, чтобы Россия процветала", — сказала на открытии Наталья Поклонская. Она также высказала свое мнение относительно отречения Николая II от престола: "Никакого отречения не было и юридической силы этот документ не несет. Та копия, которая публиковалась во всех учебниках, не имеет юридической силы, так как не были соблюдены все процессуальные нормы и, кроме того, документ подписан карандашом".  Общественность умилилась.

В июле 2016 года Прокурор Крыма Наталья Поклонская в канун годовщины гибели последнего российского императора Николая II и его родных передала в дар Ливадийскому дворцу картину с изображением царской семьи. Это была уже третья картина с изображением членов императорской семьи, которую Поклонская подарила дворцу. До этого были портреты Николая II и его супруги Александры Федоровны. Общественность все умилялась.

В октябре 2016 года уже депутат Государственной думы РФ Наталья Поклонская открыла часовню в честь святых царственных страстотерпцев государя Николая II и его семьи у стен крымской прокуратуры. Причем по инициативе самой Поклонской, когда она была прокурором и, по сообщениям СМИ,  за счет взносов сотрудников прокуратуры. Там же, у прокуратуры был установлен бюст Николая Второго (да, тот самый). Никто не удивился. Общественность, видимо, по-прежнему умилялась.

Единственный момент легкого скандала – это 9 мая 2016 года на шествии «Бессмертного полка», когда Поклонская вышла с иконой Николая Второго. Ну как скандал… Возмущение в соцсетях и блогосфере. Официальные СМИ, в основном, просто констатировали факт. Политологи и эксперты искали побудительные причины ее поступка. Тоже, в основном, благожелательно.

Наталья Поклонская не изменилась. Сегодня она точно такая же, как и три года назад. В целеустремленности ей не откажешь. Изменилась ситуация, которая стала просто взрывоопасной. Но к этому ее поступательно подводили. Причем повод, вероятно, особого значения не имел. Противостояние из-за фильма «Матильда», взбаламутившее страну, наконец, уже никого не умиляет.

Тогда возникает вопрос: при чем тут Крым и крымчане? Может быть, лучше обратиться к тем, кто умилялся? Кто мог, но не захотел в течение последних трех лет увидеть очевидного?

Иллюстрация: Интермонитор

Текст: Татьяна Костенко, соб. корр. Интермонитора в Крыму

www.intermonitor.ru






Подписаться на Telegram канал yushchuk

Comments

Здравствуйте! Ваша запись попала в топ-25 популярных записей LiveJournal уральского региона. Подробнее о рейтинге читайте в Справке.
Странныя совпадения с унтер-официром Гиркиным...(?)
Так и есть.