?

Log in

No account? Create an account
Ющук Евгений Леонидович

Май 2018

Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  

Конкурентная разведка (Competitive Intelligence)

Теги блога "Конкурентная разведка"

Разработано LiveJournal.com
Ющук Евгений Леонидович

«Разрушить репутацию можно в один момент». Как отразить атаку на ваш бизнес / ЛАЙФХАК

Что делать, если на вас одномоментно свалились судебные иски, обвиняющие материалы в СМИ и пикет недовольных бабушек — в колонке Евгения Ющука на DK.RU.

Тщательно выстраиваемую годами репутацию бизнеса и ее владельцев можно разрушить в считанные дни. Собственные сотрудники, выложившие компрометирующий ролик в соцсетях, тщательно спланированная атака конкурентов, неожиданный интерес СМИ, попытки без подготовки поиграть в политику пошатнуть имидж компании может что угодно. Спасти ее самостоятельно владельцы бизнеса или их штатные пиарщики чаще всего не могут, да и не должны. Человек, «заточенный» под созидание, просто не в состоянии увидеть болевые точки своего бизнеса, по которым может прийтись удар, утверждает директор компании «Маркетинг рисков и возможностей», профессор УрГЭУ Евгений Ющук. О том, как в любой ситуации выиграть информационную войну, — в колонке на DK.RU.

Глупо думать, что конкурентная борьба «ниже пояса», промышленный шпионаж и информационные атаки это удел бизнес-гигантов, и вашей компании с несколькими десятков сотрудников эта «экзотика» не грозит. Конкуренция существует абсолютно везде, в зависимости от уровня и ресурсов меняется только стоимость инструментов конкуренции: даже два попрошайки соперничают друг с другом за более прибыльное место на площади. Предприниматель любого уровня без здоровой доли бизнес-паранойи в один прекрасный день может обнаружить, что конкуренты вытащили в публичное пространство всех его «скелетов из шкафа», и теперь бизнес неуклонно теряет партнеров, клиентов, привлекает проверки прокуратуры и вообще катится по наклонной вниз. А иногда для этого даже не нужно конкурентов: основательно подмочить репутацию компании могут ваши собственные ошибки или просчеты, которые бывают у всех.  

1. Осознайте: репутация вашего бизнеса уязвима. Не прячьте голову в песок

У любого предпринимателя, у любого бизнеса есть «факты биографии», которые при необходимости можно использовать для создания неблагоприятного имиджа. Помните об этом. Более того, если вам действительно хотят навредить, для этого можно вывернуть наизнанку и представить в невыгодном свете даже самые ваши хорошие устремления и поступки. Например, в одном из регионов бизнесмен пошел на выборы. Во время предвыборной кампании он на собственные деньги отремонтировал подъезды домов своих потенциальных избирателей.

Что сделал его оппонент? Нанял людей, которые перекрасили часть этих подъездов краской, содержащей фосфор, а потом пустил среди населения страшилку: мол, кандидат вывез эту краску из Чернобыля, поэтому двери по ночам светятся. Все. Вы вряд ли сможете предугадать, что кто-то измажет вашу дверь такой вот фосфорной краской.

Не сможет это сделать и ваш штатный продуктовый пиарщик: он умеет классно продвигать ваши товары и организовывать корпоративы, но он не заточен на оборону. И не надо от него этого требовать: рыбы не умеют лазать по деревьям, глупо на них сердиться за это. При нападении штатный пиарщик в лучшем случае может сработать в режиме пограничной заставы: осознать, что есть угроза, доложить начальству и постараться не ухудшить ситуацию.

Чтобы отразить атаку недоброжелателей, вы должны или сами научиться этому искусству, или найти специалиста, который это сделает, у которого мозги точно так же заточены под поиск или ликвидацию негатива.

2. Действуйте на опережение

Совершенно не обязательно ждать конкурентной атаки или собственного прокола, к ним можно подготовиться, элементарно наладив мониторинг как информации, которая есть о вас и вашей компании в публичном пространстве, так и того, что происходит у вас в компании, чтобы о всех неприятных фактах узнавать раньше конкурентов или журналистов. Часто во время такого мониторинга всплывают неприятные факты, о которых вы не знали или успели забыть, или информация, которой вообще не должно быть в открытом доступе. На основе полученных данных специалист может составить «план нападения» на этот конкретный бизнес спрогнозировать, по каким болевым точкам его могут ударить, и как предупредить или отразить этот удар. Не все действия потенциального противника можно предугадать на 100%, но от большей части неприятностей таким образом вы подстрахуетесь.

Ведь любой косяк собственный ли просчет, который случается в любом бизнесе, или результат действий противника вылезает в самый неподходящий момент и времени на обдумывание ответного действия, как правило, не остается.

3. Создавайте собственную картину мира, не молчите

Если «что-то уже случилось» и об этом узнали все, самое глупое, что можно делать молчать, предоставляя все остальным возможность трактовать произошедшее не в вашу пользу. Нет, фигура умолчания штука хорошая: если о твоем косяке никто не узнал, не надо о нем голосить. Но если это стало достоянием общественности отвечай. При этом правду говорить совершенно необязательно: транслируй то, что выгодно тебе и что нельзя достоверно проверить.

Тут показателен пример с обстрелом российской базы Хмеймим в Сирии. Вообще, из этого события можно было сделать героическую сагу: на российскую базу напали недобитые басмачи, расстреляли из миномета, незначительно пострадали столько-то единиц техники, к сожалению, погибли люди, но окружающую территорию оперативно зачистили, и база в очень сложных условиях продолжает работать.

На подготовку ответа у пресс-службы Минобороны было полно времени. Обстрел произошел 31 декабря, «Коммерсант» с неприятными вопросами обратился только 3 января. Но вместо того, чтобы выдать свою версию событий, пресс-служба признала две трети заявлений правдой и дала фантасмагорический комментарий в ответ на вопрос о пострадавшей технике: «У нас не фактически уничтожены семь самолетов» это «опровержение», которое можно трактовать как угодно, чем и воспользовались оппоненты. Минобороны назвало «фейком» информацию о пострадавших бортах, которую выпускает издание со ссылкой на собственные источники, привлекает к инциденту дополнительное внимание, но так и не выдает собственную версию.

И в результате рядовое событие (а что вы хотите от территории, где действуют диверсионные группы?) вместо героической саги становится проколом Минобороны и закрепляется в мировых СМИ как «самые большие потери России в Сирии», хотя, похоже, таковыми они вовсе не являются. Попутно комментаторы в соцсетях получили повод наговорить гадостей и о руководстве Минобороны.

Собственную картину мира нужно создавать и продвигать в каждом удобном случае. Если о вас, вашем бизнесе или событии, связанном с вами, нет информации, которую предоставляете вы сами, в публичном поле останется только то, что сказали другие. А это почти в 100% случаев будет играть не вам на пользу.

4. Будьте особенно внимательны, если интересы вашего бизнеса начали пересекаться с политикой

Следовать этим советам особенно важно тем, кто перешел или собирается перейти дорогу людям, имеющим хотя бы минимальный политический опыт (с учетом грядущих выборов депутатов екатеринбургской гордумы это может быть актуально многим). Причем, даже если политический опыт и ресурс у оппонента минимален, он все равно на голову выше вас.

Недавний пример. Моего бывшего однокурсника назначили главврачом больницы в Полевском, он начал там вводить новые принципы работы, чтобы больница получала больше финансирования от федерального минздрава, а больные внятную врачебную помощь. Его интересы столкнулись с супружеской четой: он заведующий терапевтического отделения, она заведующая кардиологическим отделением и бывший депутат местной думы. Боевая дама-кардиолог, вспомнив свое политическое прошлое, собрала вокруг себя местных бабушек, и те начали жаловаться во все инстанции на нового главврача: он-де продал больнице свой автомобиль втридорога, собирается закрыть южный стационар и снес больничные гаражи.

За каждой такой жалобой с проверками традиционно приходят прокуратура и следователи, идет широкое освещение версии нападающей стороны в соцсетях и СМИ. Главврач с моей помощью провел разъяснительную кампанию в публичном поле, разоблачил оппонентов (это мероприятие основывалось на показе их реальных крайне негативных поступков и на вскрытии всей системы использования бабушек). После чего главврач пошел в суд и получил судебное решение о том, что он машину не продавал, гаражи не сносил и стационар закрывать не собирается.

Пойди он в суд без этой подготовительной работы, это могло бы ухудшить его положение: его бы наверняка представили как злодея, затыкающего рот простым людям, которые говорят о нем правду, а суд выиграл с помощью административного ресурса.  А не сделай он всего этого рано или поздно стал бы неудобен начальству. В минздраве, как и в любой другой структуре государственного управления, справедливо считают, что если ты руководишь больницей, то или заткни своих оппонентов, или не попадай в такие ситуации, или дай место другому. И снять такого главврача могут запросто, хотя работает против него не зубр политтехнологий, а всего лишь доморощенный депутат. Но даже у нее опыта в этих вопросах куда больше.

Вот и получается, что для преодоления подобного кризиса, даже если ты сто раз прав, нужно сочетание медийных и юридических инструментов, и люди, которые могут дирижировать таким «сводным оркестром».

То же самое относится к тем, кто вступает в конкуренцию с крупными компаниями. Крупный бизнес всегда связан с политикой. И речь идет даже не о коррупционных схемах: любая большая корпорация оказывает сильнейшее влияние на социум на территории, где она работает, и всегда старается взаимодействовать с существующими чиновниками.

Поэтому у крупного бизнеса есть доступ к политтехнологам, за которыми шлейфом тянутся журналисты, блогеры и лидеры мнений. Так что конфликт с крупной корпорацией автоматически подразумевает противодействие закаленным в политической борьбе людям.

5. Внимательно выбирайте помощников

Как правило, у бизнесмена, которому срочно требуется антикризисный пиар, нет времени и возможности разбираться в конкурентной борьбе самостоятельно, и он обращается к специалисту, который умеет это делать. Это логично: если вы не учились драться в течение многих лет, это умение не появится в момент, когда вас бьют. Но, выбирая себе антикризисного пиарщика, нужно быть предельно внимательным. Он узнает всю вашу подноготную и не факт, что не пойдет сдавать ее конкурентам. Формализовать ваши взаимоотношения сложно.

Помню, один мой заказчик предложил мне заключить с ним договор о конфиденциальности. Я говорю: «А что вы собираетесь вписать в этот договор? Если мы напишем просто «обязуюсь не разглашать» эта бумажка мне абсолютно никак не свяжет руки. Если мы перечислим, что именно я обязуюсь не разглашать, и этот документ по какой-то причине попадет третьим лицам, то для меня это станет прекрасной рекламой, а вот для вашего бизнеса может стать смертным приговором. С другой стороны, я понимаю, кто вы, и что мне грозит, если я буду трепать языком направо и налево».

Если нет базового доверия, работы не получится. Доверять такому специалисту все равно что доверять хирургу при сложной операции: ты знаешь его квалификацию и понимаешь, что без операции уже не обойтись, он знает, что, скорее всего, справится, но гарантировать стопроцентный результат не может никто.

http://ekb.dk.ru/news/razrushit-reputatsiyu-mozhno-v-odin-moment-kak-otrazit-ataku-na-vash-biznes-layfhak-237097618
Подписаться на Telegram канал yushchuk

Comments