?

Log in

No account? Create an account
Ющук Евгений Леонидович

Июнь 2018

Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930

Конкурентная разведка (Competitive Intelligence)

Теги блога "Конкурентная разведка"

Разработано LiveJournal.com
Ющук Евгений Леонидович

Как кандидаты в президенты выглядят в соцсетях

Из семи соперников Владимира Путина на президентских выборах в социальных сетях чаще всего обсуждают выдвиженца КПРФ Павла Грудинина, но ему же достается и больше всего негатива. Таковы результаты исследования, проведенного по просьбе «Ведомостей» digital-агентством «Интериум»: эксперты изучили ведущие российские соцсети и мессенджеры на предмет того, как часто и в каком контексте их пользователи упоминают оппозиционных кандидатов в президенты.

«В Контакте» против Facebook

43% всех сообщений в соцсетях, где фигурируют оппозиционные кандидаты в президенты, посвящены Грудинину, 32% – телеведущей Ксении Собчак, 15% – лидеру ЛДПР Владимиру Жириновскому. При этом разница между числом позитивных и негативных сообщений у Грудинина составляет -51%, у Собчак – -29%, у Жириновского – -12%. О Собчак и основателе «Яблока» Григории Явлинском чаще пишут пользователи Facebook, пятеро других кандидатов популярнее всего в сети «В контакте». Обсуждения кандидатов в мессенджере Telegram занимают долю менее 1%. Например, о Грудинине во «В контакте» опубликовано 720 975 сообщений, в Facebook – 570 239, а в Telegram – всего 10 225 сообщений. Похожее соотношение у Собчак: 423 310 сообщений – в Facebook, 419 961 – во «В контакте» и всего 13 079 – в Telegram.

Как отмечают авторы исследования, большинство негатива о Грудинине размещено в крупных сообществах или группах СМИ в соцсетях и критикуют его, как правило, одни и те же авторы. Основной источник негативной информации – группы в соцсетях издания Life.ru. Уровень негатива стал расти во второй половине января и инициируют такие информповоды крупнейшие федеральные и региональные СМИ, хотя пользовательский контент, напротив, нейтральной и позитивной тональности, подчеркивают эксперты.

К Собчак пользователи соцсетей и ранее относились неоднозначно, и как кандидат в президенты она продолжает «создавать негативный шлейф пользовательских мнений». Но если негатив вокруг Грудинина создается СМИ, то Собчак сама инициирует скандалы, которые потом обсуждаются в соцсетях, отмечается в исследовании.

Жириновский и Явлинский воспринимаются пользователями как «символы застоя в политической системе», при этом Явлинский – более раздражающая фигура для пользователей соцсетей, отсюда множество мемов про нежелание давать дорогу молодым. А вот у бизнес-омбудсмена Бориса Титова, лидера «Коммунистов России» Максима Сурайкина и лидера Российского общенародного союза Сергея Бабурина информационное поле однородно: в основном их воспринимают как фон и называют спойлерами, констатируют эксперты.

Штабы и информповоды

По данным мониторинга КПРФ, среди оппозиционеров по числу сообщений в соцсетях лидируют Грудинин и Собчак, говорит секретарь ЦК КПРФ Сергей Обухов: «В соцсетях о Грудинине больше всего негатива, как и в СМИ. При этом он самый тонально окрашенный кандидат, у других полно нейтральных сообщений». Но этот факт Обухов считает положительным: «Была проблема с известностью и картонностью образа Грудинина, а благодаря тональности образ становится объемным, известность же нас уже не заботит – о кандидате знают две трети избирателей».

Чем больше обсуждают в соцсетях, тем лучше, хотя в штабе есть люди, которые отрабатывают все негативные информповоды, говорит политтехнолог Виталий Шкляров, работающий в штабе Собчак: «Мы проводим замеры, отвечаем на посты. Больше всего нашего электората в Facebook, где более молодежная продвинутая интеллигентная аудитория, там больше женщин 35–45 лет, которые симпатизируют Ксении». Поколение постарше предпочитает «Одноклассников» – это как раз электорат Грудинина и Путина, добавляет Шкляров. При этом штаб Собчак, по его словам, «плотно работает» и с Telegram: «С одной стороны, субъективно мы все считаем его очень важным, с другой – пока нет исследований, как он формирует повестку по сравнению с Facebook и другими медиа. Так что говорить о его эффективности в подаче информации пока сложно».

Пресс-секретарь Явлинского Игорь Яковлев сказал, что штаб реагирует на все негативные информповоды, как было и в случае с заявлением Алексея Навального о подделке 60% подписей за Явлинского: «Сами давали разъяснение по этой ситуации, кроме того, сообщения публиковали те, кто собирал подписи». Из всех соцсетей наибольшую активность штаб Явлинского проявляет в Facebook, подтверждает Яковлев.

Ожидания и реальность

Эффективность работы кандидатов в соцсетях станет понятна по явке: если она будет 80%, значит, пользователи соцсетей пришли на выборы, считает политолог Михаил Виноградов. Он согласен с выводами исследования, добавляя лишь, что активность Явлинского в соцсетях напоминает его офлайновую активность и как-то особо к соцсетям не адаптирована. При этом, по мнению эксперта, пока работа кандидатов в соцсетях факультативна и их активность ниже, чем можно было ожидать: «Возможно, это происходит потому, что тема выборов звучит не на полную мощь, сказывается и возраст кандидатов, большинство из которых существуют где-то вокруг пенсии и не могут без фальши апеллировать к пользователям соцсетей. Хотя это тоже странно, поскольку в соцсетях живут активные люди всех возрастов». Пока кандидаты больше используют традиционные медиа, констатирует Виноградов: «От Собчак, судя по ее старту, можно было ожидать большего хайпа. Грудинин скорее человек, о котором говорят, чем человек, который сам пытается что-то донести в соцсети. Вокруг выборов нет сильной эмоции, и ее сложно создать. Простая жизнь пользователей соцсетей гораздо насыщеннее, чем выборное пространство в целом».

Кандидаты не особо активны в соцсетях, согласен политолог Глеб Кузнецов: «На фоне того, что происходит во время больших кампаний на Западе, видно, что у нас нет того уровня проникновения соцсетей в политику. Нет каких-то ярких идей, а активность кандидатов в соцсетях не цепляет». Эта активность возникает, когда сами пользователи объединяются в группы по интересам, «топят за кого-то из кандидатов» и сами производят контент, поясняет эксперт: «У нас группы поддержки носят управляемый характер и нет ощущения народного движения. Как раз последнее характеризует успешные интернет-кампании на Западе – не важно, в Новой Зеландии, во Франции или в США. То, что происходит у нас, – это начало интернетовской эры, онлайн не достиг уровня проникновения в аудиторию или интересности контента».

https://www.vedomosti.ru/politics/articles/2018/02/22/751754-grudinina-rugayut
Подписаться на Telegram канал yushchuk

Comments