?

Log in

No account? Create an account
Ющук Евгений Леонидович

Май 2018

Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  

Конкурентная разведка (Competitive Intelligence)

Теги блога "Конкурентная разведка"

Разработано LiveJournal.com
Ющук Евгений Леонидович

Cambridge Analytica: компания, которая научилась «взламывать» выборы через Facebook

Cambridge Analytica: компания, которая научилась «взламывать» выборы через Facebook
Считается, что в 2016 году она помогла выиграть Дональду Трампу


Британская компания Cambridge Analytica, созданная в 2013 году, собрала личные данные 50 миллионов пользователей фейсбука. Потом она смоделировала поведение десятков миллионов американцев для того, чтобы показывать им релевантную политическую рекламу. Считается, что она внесла весомый вклад в победу Дональда Трампа на выборах президента США. Благодаря расследованиям The New York Times и The Guardian стало известно, как именно работала Cambridge Analytica.

Cambridge Analytica, как говорится на сайте компании, занимается влиянием на поведение пользователей в социальны сетях. По сути, Cambridge Analytica занимается рекламой, а большие объемы данных о пользователях использует, чтобы доносить то или иное сообщение от политика или коммерческой компании максимально эффективно. Среди других услуг Cambridge Analytica — маркетинговые исследования и анализ целевой аудитории.

Cambridge Analytica называет себя лидером индустрии с 25-летним опытом. На самом деле компания создана в 2013 году при участии семьи Мерсеров, главных доноров предвыборного штаба Дональда Трампа. Вице-президент компании — Стивен Бэннон, бывший руководитель популярного среди ультраправых консервативного сайта Breitbart и бывший советник Трампа. В Cambridge Analytica работали несколько человек из Кембриджского университета; у компании есть офисы и в США, и в Великобритании.

Для сбора данных о пользователях социальных сетей Cambridge Analytica связалась с профессором психологии с российскими корнями Александром Коганом. По данным The Guardian, он работает в Кембриджском университете, а также преподает в Санкт-Петербургском государственном университете.

Коган создал специальный психологический тест; за его прохождение пользователям платили деньги. При этом программа запрашивала информацию о профилях пользователей и их друзей (в то время фейсбук разрешал сторонним приложениям такой сбор данных). Коган утверждал, что его тест собирает данные исключительно в академических целях. На самом деле, он их продавал без ведома пользователей.

На сбор Коган потратил в общей сложности 800 тысяч долларов, которые ему компенсировала Cambridge Analytica. В распоряжении исследователя оказались данные о 50 миллионах пользователей фейсбука, хотя сам тест прошли только 270 тысяч человек.

Все эти данные позволили не просто составить представление о личностях пользователей, но и создать их полноценный профиль, в котором указаны убеждения, особенности характера, предпочтения, интересы и многое другое. Бывший сотрудник Cambridge Analytica Кристофер Уайли, подробно рассказавший журналистам о схеме работы компании, утверждает, что он сам придумал схему работы «психологического оружия Стивена Бэннона» — так он называет систему анализа личностей пользователей.

Перед тем как начать работать на Cambridge Analytica, Уайли изучал методику предсказаний трендов в индустрии моды, а до этого получил образование в области права в Лондонской школе экономики. Уайли еще в подростковом возрасте начал работать с политиками в родной Канаде — он был волонтером в местном парламенте, а в Лондоне работал с Либерально-демократической партией. Уайли знал об исследованиях в Кембридже, которые позволяли составлять подробные профили пользователей на основе вирусных тестов в фейсбуке.

Такие тесты позволяли выявлять в том числе и политические пристрастия: люди с определенными характеристиками обычно голосуют похожим образом. К примеру, сторонники либеральных взглядов — чаще всего люди открытые, но не склонные к аккуратности. Больше всего о пользователях говорили их «лайки» — по набору из нескольких десятков на первый взгляд ничего не говорящих о человеке мелочей удавалось выстраивать довольно точные модели поведения. Обо всем этом говорилось в исследованиях центра психометрии Кембриджского университета, где до сих пор работает Александр Коган. Один из сотрудников центра отмечает, что исследование «лайков» иногда приносило совершенно неожиданные результаты — например, оказывалось, что люди, лайкающие Nike и KitKat, склонны негативно относиться к Израилю.

В 2013 году Уайли понял, что на основе этих данных сможет размещать политическую рекламу значительно эффективнее, чем это делалось прежде. Либерал-демократов его предложение не заинтересовало, но один из членов партии познакомил Уайли с бизнесменом Александром Никсом, который интересовался подобными технологиями. Вместе они создали Cambridge Analytica, а Уайли получил полную свободу действий. К концу 2013-го о технологии узнал Стивен Бэннон и помог заинтересовать в бизнесе семью Мерсеров. Общие инвестиции в проект составили 15 миллионов долларов.

Как рассказал Уайли, летом 2014 года с Cambridge Analytica связалась российская нефтяная компания «Лукойл» и попросила рассказать, как работает эта система. Уайли тогда удивился, зачем «Лукойлу» услуги Cambridge Analytica, ведь система нацелена в первую очередь на работу с пользователями в США и Великобритании. Презентация для «Лукойла» была целиком посвящена техникам влияния на избирателей. Был ли в итоге заключен контракт с «Лукойлом», Уайли не знает, он с 2015 года не работал в компании. Решение уволиться он принял после того, как понял, насколько хорошо работает созданная им система — и в каких целях ее используют владельцы.

Как выяснила The New York Times, с Cambridge Analytica тесно работал штаб Дональда Трампа. Умение штаба Трампа эффективно работать с избирателями в интернете, особенно в фейсбуке, не раз называли одной главных причин его победы на выборах.

Согласно американским законам, такое сотрудничество не вполне законно: иностранцам (а в Cambridge Analytica работало много британцев и канадцев) запрещается заниматься политической деятельностью такого рода. В Cambridge Analytica об этом знали и даже получали предупреждения, но игнорировали их. Игнорировала утечку данных о пользователях и сама Facebook — как удалось выяснить журналистам, в социальной сети знали о методах работы Cambridge Analytica, но не предпринимали никаких мер.

Cambridge Analytica утверждает, что все данные о пользователях она собирала легально. Facebook после публикаций The Guardian и The New York Times запретил Cambridge Analytica работать в социальной сети, а также удалил аккаунт Кристофера Уайли. Еврокомиссия обсуждает вопрос о начале расследования такой крупной утечки личных данных пользователей.

Обновление. После выхода материала телеканал Channel 4 News опубликовал кадры, на которой руководители Cambridge Analytica, в том числе Александр Никс, говорят потенциальному клиенту о возможности использовать для победы нужного кандидата провокаций и других нелегальных методов.

https://meduza.io/feature/2018/03/19/cambridge-analytica-kompaniya-kotoraya-nauchilas-vzlamyvat-vybory-cherez-facebook


Журналист телеканала Channel 4 провел расследование, встречаясь с сотрудниками Cambridge Analytica под видом клиента, желающего повлиять на результат выборов на Шри-Ланке. Он вел тайную съемку встреч в отелях Лондона с ноября 2017 года по январь 2018-го. В ходе беседы глава компании Александр Никс рассказал, что его фирма вмешалась в ход более чем 200 выборов в разных странах мира, среди которых Нигерия, Кения, Чехия и Аргентина.
Никс рассказал, что кандидату предлагали большую сумму на финансирование его предвыборной кампании в обмен на землю, записывали это на видео, а затем выкладывали запись в интернет. Либо отправляли к домам кандидатов проституток.
Компания при этом могла действовать не от собственного имени, а использовала разные имена, например «студентов» или «туристов».

https://www.bfm.ru/news/380177

Подписаться на Telegram канал yushchuk

Comments

Ждём санкции против Британии...