Ющук Евгений Леонидович (yushchuk) wrote,
Ющук Евгений Леонидович
yushchuk

Как управлять информацией при общении с журналистами

На Форуме разведчиков, а конкретно – ЗДЕСЬ состоялась очень интересная беседа о том, как управлять информацией в ходе вынужденного общения предприятия с журналистами, как использовать это общение для проведения дезинформации или для формирования нужных тем в ущерб «неудобным» темам.

Вопросы я выделил курсивом, а ответы дал обычным шрифтом. Для того, чтобы сделать текст более наглядным, я позволил себе смешение ответов разных участников. Авторство каждого вопроса и каждого ответа можно увидеть в первоисточнике.

В целом вопросы задавали участники Форума Разведчиков sing out и РОНИН, а отвечали на них Toparenko, Проктолог, Искендер, Константин Ильин, hound. За что им всем большое спасибо.

Некая компания в силу обстоятельств вынуждена сообщать о себе регулярно и достаточно детально выгодную для себя информацию.
Задача: сформулировать принципы, что должно быть показано (рассказано), а чего нельза показывать ни в коем случае.
Ограничение есть, информация должна быть фактической, содержать цифры и факты, в т.ч. информацию о планах, которые могут увеличить капитализацию. Иными словами - должна создаваться иллюзия информационной открытости при минимальной ценности материалов для КР конкурентов.

…в Законе о КТ сказано:
1) коммерческая тайна - конфиденциальность информации, позволяющая ее обладателю при существующих или возможных обстоятельствах увеличить доходы, избежать неоправданных расходов, сохранить положение на рынке товаров, работ, услуг или получить иную коммерческую выгоду;
2) информация, составляющая коммерческую тайну, - научно-техническая, технологическая, производственная, финансово-экономическая или иная информация (в том числе составляющая секреты производства (ноу-хау), которая имеет действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности ее третьим лицам, к которой нет свободного доступа на законном основании и в отношении которой обладателем такой информации введен режим коммерческой тайны;

Выделите КТ и не позволяйте ей попасть в СМИ до тех пор, пока это Вам необходимо.
А вот что относить/не относить к КТ - это уже Вам следует определять. Тут необходимо решать только владельцу информации.
Перечень сведений, составляющих коммерческую тайну Общества
Перечень сведений, составляющих коммерческую тайну предприятия

Но в деле конкретизации каждого из пунктов придется работать или Вам, или нанимать внешнюю фирму. Это можно сделать только исходя из конкретного предприятия/компании и его информации (при том, что сегодня информация конфиденциальна, а завтра эта же информация пошла в открытый доступ).
Пример:
- Новая разработка (до патентования и запуска в производство) конфиденциальна, а далее начата рекламная компания и по ней все/частично данные открыли.
- Ведутся переговоры - инф. конфиденциальна. Заключено соглашение - инф. открыли (а может и не открыли).

Но в любом случае СБ/СЭБ/т.п. должно просмотреть материалы, подготовленные PR, перед запуском в открытую печать.

А я бы еще установил запрет на “засветку” ключевых специалистов и руководителей. Пусть пресс-служба отдувается или “свадебный генерал”. технический персонал - 100% запрет на публикации, даже фамилий не должно нигде проскакивать.

Золотые слова. Так и происходит работа с думающими о себе заказчиками. Есть пресс-служба, которая занята тем, что воплощает в жизнь четко проработанный план с жесткими правилами. В политике, к примеру, при региональных руководителях, пресс-служба “рисует отчеты” - прошло заседание, присутствовали, постановили. Есть (как правило – это руководитель канцелярии или администрации главы региона) человек, задача которого – «торговать лицом». Чисто представительская. Он и не должен владеть конфиденциальной, а, тем более, критической информацией.

В таком случае может сразу установить запрет за задавание вопросов. Например, табличка для прессы, в которой по пунктам указано, изначально, чего они не узнают.

*

Такая «табличка» на встречах называется пресс-релиз, где четко прописывается формат (пресс-конференция, брифинг, пресс-ланч и т.п.), тема, вопросы, которые задавать желательно, и те, которые табуированы. Делать же «памятку для СМИ», да еще и указывать там то, что пресса «никогда не узнает» - это прием из арсенала Ходжи Насреддина: «Никто из вас не должен думать об обезьяне! Ни за что! Иначе ничего не получится!» В итоге – все присутствующие думают об обезьяне. Запретный плод, как известно, сладок. И указав СМИшникам запретную тему можно быть уверенным, что они начнут ее раскапывать. И раскопают, не сомневайтесь.

В таком случае можно использовать и этот “пунктик” у СМИшников. Например, в пресс-релизе (спасибо за ликбез, о табличке )указать вопросы задавать которые не надо, и когда его кто то задаст, устроить на него пламенный и подготовленный ответ, который переведет данную пресс-конференцию в нужное русло.

Ну, если собравшиеся на “прессуху” журналисты полные лохи, то такая деза пройдет. Ежели нет, то на такую туфту никто не купится. То организаторы заявляют, что по данной теме информировать не будут, то, поломавшись для приличия, “устраивают пламенный и подготовленный ответ”.
Другое дело, что обозначив запретные темы можно “подвесить вопросы в вохдухе” и уйти с мероприятия хитро ухмыляясь (про себя, про себя), а потом начать тоненькой струйкой инициировать утечку инсайдерской информации. В нужном для себя русле, само собой. Вот тогда деза сработает.

Что же касается “сложных” вопросов, то их, как правило, задают “свои”, и вот тут и пригодится “развернутый” и “пламенный”…
Формально мы разрешаем СМИ спрашивать, что угодно, а фактически оставляем им только вопросы “про погоду”…
Но это, конечно, работа по “хай классу”

А вот за это спасибо! Буду знать. Извините, можно еще вопросик. А есть система использования подставных СМИшников. Например, на пресс-конференции кто то задает “не тот” вопрос, отвечающий, отвечает, что то не внятное, подает знак (например, жест, покашливание, и т.д. и т.п.)своему кореспонденту и тот задает другой (заранее подготовленный) вопрос, ответ на который уводит пресс-конференцию совсем в другое русло. Такое работает?

На форматных пресс-мероприятиях участие клакеров (тем паче из журналистской среды) практически исключено - не поймут присутствующие. На массовых мероприятиях с участием СМИшников - сколько угодно. Но на форматных подобные неудобности (с “не теми” вопросами) практически исключены, если работа пресс-службы или отдела PR поставлена грамотно. Туда те журналисты, которые могут задать “неудобный” вопрос, попросту попасть не должны. А вот на массовых - это да. Тут вражины могут прорваться, тут и ставится задача клакерам “сбить” или “зашуметь” вопрос.

Вновь, спасибо (огромное) за ликбез.

Не за что…

Тут используются другие фишки.
Во-первых, как я уже сказал, брифинги, прессухи - это мероприятия форматные - то есть с четко обозначенными темами и вопросами, по которым и собирают журналистов. Так что, уже есть границы - что спрашивать должны, что нет. Потому, при самодеятельности какого-нибудь журналиста, ведущий спокойно говорит: “Извините, но мы здесь собрались по другому кругу вопросов и не готовы ответить на заданный вами”… Вежливо отшили. Во-вторых, вначале право на вопрос ведущий предоставляет “заточенным” журналистам. Из своего пула, так сказать. Те заранее согласованными вопросами направляют разговор в нужное русло. Затем право дается “группе риска”, если уж без их присутствия никак не обойтись. Вылезать из заданных рамок беседы всегда сложнее. И, опять же, можно вежливо сказать вопрошающему: “Давайте, вначале, все же закончим подробное освещение темы, а затем перейдем к другим вопросам. Хорошо?” И снова - вопросы от своих. А тут, глядишь, и время прессухи вышло. Абыдна! Но, что поделать? И, в-третьих, главная персона, ради которой, собственно и организовано мероприятие, всегда может перевести стрелки на сидящих рядом помощников (он же не один на растерзании!): “Думаю, что на ваш вопрос лучше ответит начальник отдела того-то и сего-то. Пожалуйста Иван Иваныч! Как не готовы отвечать? Почему?! Подготовить материалы и передать завтра же представителю “Мухосранского курьера”!!!” Завтра, разумеется, Иван Иваныча поймать не представится возможным, а там уже и актуальность исчезнет. Но это такой, наиболее экстремальный вариант “увода”.

Уважаемые господа, тут некоторое смешение понятий. Вы говорите не о PR, а об информационном сопровождении. Для этого достаточно пресс-службы из 1-2 молодых специалистов с зарплатой около 1000. Они вполне способны отрабатывать оба информационных потока в штатной ситуации.
При возниконовении нештатной ситуации (резкого обострения конкурентной борьбы, возникновения корпоративного конфликта или конфликта с властями и т.д.) лучше дополнить эту службу договором с PR-агентством, понимающем толк в кризисном PR. Это не так дешево, но постоянно держать в штате таких специалистов накладно, да и смысла большого нет.

Статья Google без секретов

(операторы Гугла в практических примерах)

Статья «Кадровая дилемма в конкурентной разведке:
«Маркетологи» или «Безопасники»

На главную страницу сайта
Ющук Евгений Леонидович. “Конкурентная разведка”

Ющук Евгений Леонидович. “Невидимый Интернет”


Открытый мастер-класс Ющука Евгения Леонидовича.

Ющук Евгений Леонидович “Конкурентная разведка против PR в живом эфире”. В порядке ответа на “Черный список”, автор которого Кузнецов Сергей Валентинович

Запись из блога

Tags: Без рубрики
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments