?

Log in

No account? Create an account
Ющук Евгений Леонидович

Январь 2019

Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  

Конкурентная разведка (Competitive Intelligence)

Теги блога "Конкурентная разведка"

Разработано LiveJournal.com
Ющук Евгений Леонидович

Жизнь напрокат: в России растет популярность шеринг-сервисов

Люди активно пользуются каршерингом, ищут попутчиков на BlaBlaCar и сдают квартиры путешественникам на Airbnb. Есть ли минусы у экономики совместного потребления?

Хочется воскликнуть: «Ведь все уже давно было придумано!» Например, коливинги, открывающиеся в Москве, навевают воспоминания о советских коммуналках (за 50 тысяч рублей в месяц и с приятными соседями). Бабушки, стоявшие на вокзале с табличкой «Снять комнату недорого», — предшественники нынешнего сервиса Airbnb.

Многие россияне открыли для себя данную площадку во время чемпионата мира по футболу. Некоторые, попробовав сдавать жилье, превратили аренду в постоянный источник дохода. Лада и ее семья живут в двухкомнатной квартире в пределах Садового кольца. В гостиной спят сами, маленькую спальню летом начали сдавать гостям. Во время ЧМ удалось заработать около 80 тысяч рублей за месяц. В несезон спальню арендуют за 1500-2000 рублей за ночь. Минусы есть, но небольшие: соседи иногда недовольны.

«Хочется, например, одному побыть, все равно знаешь, что у тебя за спиной кто-то шелестит листиком. Порой приезжают люди, которые сами по себе могут не понравиться, но все равно приходится с ними жить. Нашей соседке не нравится то, что к нам, видите ли, приезжают китайцы, хотя ее уборщица китаянка. Я говорю: «Если боитесь, что вас ограбят, пожалуйста, можете приставить к своей квартире милиционера, поставить камеры».

Лада сдает комнату в своей квартире, но многие выставляют на Airbnb то, что снимают сами. Показывать документы на собственность никому не нужно, достаточно паспорта. Это риск для потенциальных съемщиков, но сервис дает гарантии: гостей и арендодателей оценивают по отзывам, проблемы улаживает служба поддержки.

В шеринг-экономике валютой является доверие. Популярностью пользуется сервис Youdo: можно нанять человека для уборки, ремонта или выгула собаки. Что делать, если человек плохо выполнил работу? Ведь это сделки с частниками, где не действует закон о защите прав потребителей. Главное — система оценок, говорит дизайнер Алексей, предлагающий свои услуги на Youdo.

«Если у исполнителя низкий или нулевой рейтинг, он просто появляется в самом конце списка. Их либо не увидят, либо проигнорируют. То же самое с работодателем. Если низкая оценка, у него либо проблемы с оплатой, либо ему постоянно что-то не нравится. Они регулируются только так».

Youdo — российский сервис, с ним уже сотрудничает МГТС (Московская городская телефонная сеть) и IKEA, которые предлагают клиентам заказать через сайт сборку мебели или услуги электрика.

Отечественные предприниматели создают и глобальные шеринг-сервисы: Дарья Ребенок и Артем Федяев попали в рейтинг Forbes самых успешных молодых предпринимателей Северной Америки. Идея их сервиса Grabr — помогать купить то, что люди не могут найти в магазинах своего города. Нужен пармезан из Европы или настоящая американская арахисовая паста? Находите человека и просите привезти вам эту вещь. Сумма замораживается на карточке покупателя и списывается, только когда товар привезен.

Дарья Ребенок
сооснователь онлайн-сервиса Grabr
«Первое, что приходит на ум: давайте привезем iPhone или MacBook из США. Эти товары, конечно, возят, но это далеко не самая большая категория. В основном, возят различную одежду, витамины, продукцию для фитнеса и здорового образа жизни, огромное количество игрушек для детей, которые либо лучшего качества, либо просто их невозможно достать по определенным ценам. Люди покупают товары за свои деньги, это не доставка, а больше шопинг. Мы соединяем человека с покупателем-путешественником, который за свои деньги, со своей кредитной карты купит товар. Соответственно, он прекрасно знает, что кладет себе в чемодан. Мы не назначаем никакие посылки, наркотиков там не будет».

Grabr привлек больше 14 млн долларов, на сайте зарегистрированы около 900 тысяч путешественников и покупателей. Правда, пользователи отмечают и некоторые минусы в сервисе, рассказывает аналитик Telecomdaily Илья Шатилин:

Илья Шатилин
аналитик Telecomdaily
«Большинство людей хотят дешевую доставку, чтобы вознаграждение составляло пять-десять долларов, зачастую это бессмысленно для человека, который едет в магазин. Вы тратите время на то, чтобы что-то кому-то купить и зарабатываете с этого пять-десять долларов, но при этом еще тратите свои деньги, которые замораживаются у вас на карточке до прибытия товара. Вы закапываете свои собственные средства в чужой товар и получаете с этого небольшую комиссию. Для обычных путешественников это может быть не так выгодно. Это выгодно, например, тем, кто реально очень много путешествует и имеет много свободного времени».

Делиться можно не только свободным временем, навыками и жильем, но и одеждой. Проект Rubashki Club занимается шерингом мужских сорочек. Сооснователь сервиса Александр Глухов раньше сам работал в большой компании. В соавторстве с мелким ритейлером итальянских сорочек он открыл первый в мире шеринг рубашек. Комплект из трех штук обойдется в 2800 рублей за неделю, подписка на месяц — 8400 рублей. Сервис доставит и заберет одежду в удобное для клиента время. Сорочки гарантируют свежие и отглаженные, но до этого их носил кто-то другой. Не стоит морщиться, никто ведь не отказывается от спортзала, поезда или отеля только потому, что бельем уже кто-то пользовался, говорит Глухов.

Александр Глухов
сооснователь сервиса Rubashki Club
«Клиентов мы ищем через соцсети, статистика не очень большая, есть рост два-три новый клиента в неделю. У людей стоит вопрос гигиены. У нас два пункта: химчистка, которая по всем стандартам очищает все рубашки; высокая оборачиваемость (рубашка живет маленькое количество раз и уходит в конвейер). Рубашка, которую ты возьмешь у нас, будет новее и свежее, чем, если будешь пользоваться своей три месяца».

Насколько это выгодно — спорный вопрос. Лучше всего шеринг-проекты работают с дорогостоящими вещами, которые поколение миллениалов не видит смысл покупать. Зачем нужна машина, если она 96% времени стоит в гараже и нужно тратиться на ее обслуживание и парковку?

Центробанк России считает проблемой поведенческую модель «поколения Y», которые хотят не копить, а пользоваться. Регулятор видит в этом угрозу для существующей пенсионной системы. Популярность экономики совместного потребления пугает власти и с точки зрения уплаты налогов.

https://www.bfm.ru/news/403385

Подписаться на Telegram канал yushchuk

Comments