Category: религия

Category was added automatically. Read all entries about "религия".

Ющук Евгений Леонидович

По взбунтовавшемуся схиигумену в Екатеринурге

Моё мнение - из комментов

///Зачем СМИ делают из схиигумена Сергия революционера?///

Не СМИ заставляли этого гражданина заявлять, что надо нарушать санитарные правила.
И не СМИ заставляли его высказываться нелицеприятно и в грубой форме об отдельных национальностях.
Он сделал всё это сам - причем не у себя в монастыре, или как там это правильно называется, а публично - в Ютубе.

Если он залез в бутылку и не знает, как теперь из неё вылезти - это его проблема.

Надо было думать, когда лез.

А СМИ попросту показали его заявления. После чего люди удивились, почему он всё ее на свободе, тогда как обычный гражданин уже сидел бы.

Только и всего.
Ющук Евгений Леонидович

Широко закрытые двери. Что случилось с русской церковью во время пандемии

Ксения Лученко
Журналист, специалист по церковной тематике

То, что монастыри и приходы стали очагами распространения инфекции, а церковь не хочет этого признавать, может надолго испортить отношение к православию значительной части общества. А государственная власть разного уровня убедилась, что РПЦ не только не имеет стратегии на случай форс-мажора, но не в состоянии разобраться с собственной паствой

Двадцать третьего апреля протоиерей Андрей Милкин в своем фейсбуке транслировал отпевание из Богоявленского кафедрального собора в Елохове, точнее, даже не из самого собора: отпевали на улице. Эфир смотрели одновременно чуть больше ста человек. Хоронили протоиерея Александра Агейкина, настоятеля Елоховского собора, – это первый священник в России, умерший от коронавирусной инфекции.

Протоиерею Александру было всего 48 лет, он принадлежал к церковной элите: сначала при патриархе Алексии был протодиаконом в храме Христа Спасителя, потом патриарх Кирилл сделал его настоятелем кафедрального собора в Елохове. Последний раз он служил вместе с патриархом 3 апреля, когда тот привез в Богоявленский собор икону «Умиление», после того как проехал с ней по МКАД на «мерседесе» с молитвой об избавлении Москвы от пандемии. Друг отца Александра издатель Георгий Гупало опубликовал скриншот их переписки в вотсаппе: за две недели до своей смерти Агейкин рассказывает, что последний дореволюционный настоятель Елоховского собора умер от испанки.

Умереть на Светлой неделе после Пасхи считается Божьим благословением. Во время отпевания и на кладбище поют веселые праздничные стихиры и тропарь «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав». Спели его и провожая отца Александра, но хор был совсем не таким громким, каким должен быть при прощании со статусным священнослужителем. На эти похороны пришли всего человек двадцать, еще несколько стояли за забором, прижимаясь к ограде. Невозможно было и дать последнее целование – гроб был закрыт. Не пришла проститься семья отца Александра – жена и три дочери – они еще больны.

«То, что произошло позавчера, меня по-человечески сильно подкосило, – сказал на отпевании старый друг отца Александра, бывший руководитель секретариата патриарха митрополит Сингапурский Сергий (Чашин). – Да, я священнослужитель, я должен вас учить, как нужно относиться к смерти, но есть моменты, когда взять себя в руки очень сложно».

Вероятно, в ближайшие дни рабочая группа при патриархе по координации деятельности церковных учреждений в период распространения коронавирусной инфекции опубликует в своем телеграм-канале, который члены группы выбрали главным оперативным средством информирования, какую-нибудь инструкцию о временном изменении чина погребения иереев. Ведь по традиции тело умершего клирика должны омывать священнослужители, во время отпевания гроб открыт, в руках покойного крест и Евангелие. К могиле гроб тоже несут священники, а не сотрудники ритуальной конторы в костюмах химзащиты. Судя по статистике, такая инструкция, увы, еще понадобится.

Даже если брать официальные цифры тех, кому диагноз поставлен по результатам тестирования, получается, что среди московского духовенства процент заразившихся коронавирусом гораздо выше, чем в среднем среди москвичей. Через день после похорон отца Александра от коронавируса умер второй священник – протоиерей Владимир Верига, служивший в Покровском монастыре в подмосковном Хотькове. А потом – протодиакон Елоховского собора Евгений Трофимов, епископ Железногорский Вениамин. Настоятель храма Рождества Богородицы в Крылатском, один из самых уважаемых и старых священников в Москве, протоиерей Георгий Бреев был первым инфицированным клириком, информация о котором попала в СМИ, он долго лежал в больнице в Лапино на ИВЛ, но тоже умер 29 апреля. На похороны отца Георгия должна была бы собраться вся Москва, его очень любили, но и они будут тихими.

В Троице-Сергиевой лавре заболели почти все насельники во главе с наместником епископом Парамоном (Голубкой), студенты и преподаватели Московской духовной академии и ректор епископ Питирим (Творогов). Закрыт на карантин Дивеевский монастырь и село Дивеево – в тяжелом состоянии монахини. Впрочем, официальные данные о числе заболевших патриархия перестала публиковать с 16 апреля, когда случаи были еще единичными, картину приходится восстанавливать по соцсетям и анонимным телеграм-каналам. Официально сообщили, что госпитализирован с коронавирусной инфекцией управляющий делами Московской патриархии митрополит Дионисий (Порубай), административно второй после патриарха по статусу чиновник РПЦ, и новоназначенный настоятель Елоховского собора епископ Фома (Мосолов).

Пасха

Именно за подписью митрополита Дионисия 11 апреля московскому духовенству разослали циркулярное письмо, в котором прихожанам было рекомендовано, «исполняя предписания санитарных властей, воздержаться от посещения храмов и пребывать в своих жилищах», то есть не приходить на службы Страстной седмицы, Пасхи и Светлой недели.

Пандемия коронавируса в мире совпала с временем самых напряженных религиозных переживаний в году – Великим постом и Пасхой. В эти дни в храмах всегда многолюдно: стараются прийти даже те, кто редко участвует в богослужениях. Но традиционная весенняя пасхальная суета: освящение сначала верб, потом куличей, уборка в храмах и в домах, крестные ходы, хождение в гости, обмен яйцами, поездки на кладбище – как яркие обертки, подарочная бумага, обволакивала само евангельское событие смерти и воскресения Христа, делала его слегка детским. В пустоте и тишине Пасхи 2020 года, которая из коллективного переживания стала для каждого самоизолированного верующего индивидуальным, вернулась «память смертная». Колокола звонили, но сирены скорых было слышно лучше.

В некоторых окнах в пасхальную ночь горели свечи, во многих мерцали экраны с трансляцией ночной службы, соседи перекрикивались с балконов: «Христос воскресе!» – «Воистину воскресе!» Перед этим на Страстной неделе на церковных сайтах стали публиковать тексты богослужений, адаптированные для самостоятельного чтения дома, на сайте «Патриархия.ру» появились краткие молитвы для благословения мирянами верб и пасхальной еды, группы верующих из разных стран объединялись для совместной молитвы в Zoom, приходские аккаунты в инстаграме вели прямые эфиры и собирали имена для поминовения. Новые практики, не регулируемые никакими правилами и канонами, появлялись свободно и спонтанно, предлагались сверху и возникали снизу – литургическое творчество в цифровой среде.

Патриарх Кирилл служил пасхальную литургию в пустом храме Христа Спасителя. Однако он не взял на себя личную ответственность за закрытие храмов. И первое циркулярное письмо, подписанное митрополитом Дионисием – патриархийным функционером, который для прихожан совершенно незнаком и не обладает духовным авторитетом, – и опубликованное 20 апреля обезличенное решение о продлении «режима ограничения посещения храмов» вышли со ссылкой на главного санитарного врача Москвы Елену Андрееву. То же самое происходило и продолжает происходить во многих других епархиях: выходят указы региональных медицинских чиновников или Роспотребнадзора, которые архиереи исполняют. Или не исполняют.

Широко закрытые двери

Формально тут не к чему придраться: власти решают, патриархия на словах поддерживает, просит прихожан оставаться дома или, как трагикомично сформулировал сам патриарх, нести «подвиг неотлучного пребывания в своих жилищах». Но на деле это отказ от субъектности – слабая церковная власть, которая прикрывается от собственных прихожан приказами сильной гражданской власти: не мы приняли трудное, но необходимое решение ради сбережения людей, не я, патриарх Московский и всея Руси Кирилл, лично отвечаю за это решение – нам велели, и мы подчиняемся.

Храмы в Москве и в России не закрыты (кроме тех, где уже выявлен коронавирус). Богослужения продолжаются, формально разрешено присутствие на них только клириков в любом количестве на усмотрение настоятеля, сотрудников (например, хора) и волонтеров (что бы это ни значило – вероятно, чтобы вести трансляцию). Но кто же будет выгонять людей? Полиции в большинстве регионов не хочется связываться или дано распоряжение не обострять. «Я бы остался дома, у меня пятеро детей и гипертония, но храм открыт, я не могу не служить, иначе останусь без зарплаты, которую и так урезали. А люди идут и идут. Тайком. Средства защиты мы покупаем себе сами, на свои деньги», – делится на условиях анонимности священник одного из московских храмов.

Прихожане и простые священники поставлены в ситуацию, которая в психологии называется «двойным посланием»: от значимой фигуры (в данном случае ее персонифицирует патриарх, местный архиерей) одновременно поступают противоречащие друг другу сигналы на разных коммуникационных уровнях – оставайтесь дома (на уровне слов), но богослужения совершаются (на уровне действий). Ответственность переложили на самих людей, которых годами приучали, что послушание – главная добродетель, а пропускать литургию – грех. Эти два императива вдруг оказались невыполнимыми одновременно. В результате прихожане впадают во фрустрацию.

От центрального к поместному

Но во многих епархиях архиереи все-таки взяли ответственность на себя. Можно сказать, что в РПЦ из-за коронавируса произошла если не федерализация, то децентрализация, возможно – ситуативная и временная. Епископы вдруг вспомнили, что по канонам каждый из них – глава местной церкви, а патриарх лишь «первый среди равных». Выяснилось, что в экстренной ситуации на Москву можно не оглядываться, все равно не поможет. Обычно публичные выступления архиереев и их пасхальные послания – это официозные торжественные речи, выполняющие ритуальную функцию и не несущие смысловой нагрузки. В этом году вместо «князей церкви» с народом заговорили люди на нормальном человеческом русском языке.

Митрополит Ростовский Меркурий сказал фразу, с которой, вероятно войдет в историю: «Лучше осудите меня за мою просьбу воздержаться от привычного нам уклада церковной жизни, чем вы потом будете проклинать меня за гробы своих близких, которые понесут по нашим улицам как плод непослушания священноначалию и властям предержащим». Митрополит Псковский Тихон (Шевкунов) в течение Великого поста не раз обращался к паломникам, чтобы они не приезжали в Псково-Печерский монастырь, и говорил в проповедях, что надо соблюдать правила дезинфекции и оставаться дома, а в кратком пасхальном слове поддержал прихожан, оставшихся без пасхальной литургии.

В Екатеринбурге, где всегда были сильны консервативные настроения, храмы во время Великого поста были полны. На Вербное воскресенье этим возмутился губернатор Евгений Куйвашев, а пресс-служба епархии вступила с ним в публичную полемику, утверждая, что, «имея открытыми магазины, детские сады, парикмахерские, странно говорить о закрытии храмов».

Митрополит Екатеринбургский Кирилл (Наконечный), как и патриархия, ссылался на санитарные власти и протокольно призывал не пренебрегать рекомендациями, но храмы на Пасху оставались открытыми и заполненными. В пасхальном слове екатеринбургский архиерей, с одной стороны, призвал «к противодействию губительному поветрию всеми мерами, которые известны и аскетике, и эпидемиологии», а также «держать дистанцию от провокаторов и паникеров, защищаться от информационного вируса», но с другой – намекнул, что «враг Воскресшего Христа, к сожалению, реален и значительно опасней, чем любой вирус. Он хочет похитить нас у друг друга, а у нас похитить наши храмы, а из храмов изгнать Евхаристию». Все остались удовлетворены: власти – компромиссом, стремящиеся в храм верующие – поддержкой архиерея.

Там же на Урале другой епископ – Мефодий Каменский и Камышловский (Кондратьев) прямо сетовал, что прихожан на службах стало меньше. Саратовский митрополит Лонгин (Корчагин) устроил прямое противостояние со светскими властями. Накануне Пасхи он написал в фейсбуке: «Несмотря на все попытки договориться с властью о приемлемом формате посещения верующими храмов на Пасху, в Саратовской области этого сделать не удалось. […] Я не имею права никого призывать к гражданскому неповиновению, но повторюсь, что храмы мы закрывать не будем. Для всех нас, православных христиан, происходящее должно стать уроком, показав истинное отношение власти к Церкви и своему народу». В итоге на Пасху возле саратовских храмов дежурила полиция, грозила административной ответственностью, проводила беседы. Как настоящий ковидодиссидент среди епископов РПЦ повел себя архиепископ Сыктывкарский и Коми-Зырянский Питирим (Волочков).

Разномыслие архиереев отражает скорее настроения их паствы, чем руководства РПЦ.

Недавняя память

Эпидемии в истории случались многократно, и у церкви есть разный опыт проживания и самих «моровых поветрий», и их последствий. Историки, например, сходятся в том, что чума XIV века в Европе сильно повлияла на тот кризис католицизма, который впоследствии привел к Реформации.

В странах православной традиции тоже были и чума, и холера, и тиф, и испанка. На сайте «Патриархия.ру» две недели назад был даже опубликован обзор «Русская церковь в период эпидемий», из которого следует, что массовые скопления людей в церквях становились источником распространения заразы еще в допетровские времена. Бывали в истории и закрытия храмов, и наказания священников за продолжение богослужений, и инструкции по совершению таинств с санитарными осторожностями. Но в оперативной памяти современных православных все это отсутствует, исторические справки даже на уровне Википедии читают немногие.

В ситуации с коронавирусом в коллективном бессознательном всплыл другой архетип – мученичество. Сопротивление безбожным властям, которые требуют отречения от Христа, – один из базовых сюжетов, на которых строится и проповедь, и церковная педагогика, и социальное учение церкви. В каждый исторический период симфонии обе стороны – и власть, и церковь – на самом деле подразумевают, что она в любой момент может закончиться более или менее кровавым противостоянием. И возникают неловкие моменты: приходится объяснять, что почитаемых святых убила «плохая» власть, а нынешняя, наоборот, «хорошая». Звучит это, как показывает практика, не очень убедительно ни для верующих, ни для чиновников.

На нынешнем этапе церковно-государственной симфонии «плохой властью» была ранняя советская. Таких массовых канонизаций, как в начале XXI века, русская церковь никогда не знала: только на Архиерейском соборе 2000 года были прославлены как новомученики сразу 813 человек, убитые во время революции и большого террора, во главе с царской семьей. В последующие годы синодальная комиссия по канонизации постоянно изучала новые исторические материалы и добавляла имена в этот мартиролог. Культ вполне оформился идеологически: нынешняя торжествующая РПЦ своим процветанием обязана их подвигу. Дискурс жертвы включался каждый раз, когда церкви нужны были налоговые льготы, законодательные преференции.

При этом новые мученики гораздо более осязаемы для ныне живущих поколений, чем святые, погибшие во время гонений Диоклетиана или Нерона, и даже чем убитый Иваном Грозным митрополит Филипп (Колычев), а главный символ гонений – закрытие и последующее запустение или разрушение храмов. Церковное возрождение – их открытие, строительство и благоукрашение.

И вдруг этот сюжет актуализируется: власть в лице губернатора, санитарного врача, полиции закрывает храмы, и, как в советские годы, дружинники не пускают на пасхальные богослужения. А епископы, подчинившиеся предписаниям, попадают в архетипический образ отступника. Реакция возникает на уровне рефлексов – перед лицом врага надо исповедовать свою веру даже до смерти.

Есть разночтения в том, кого назначить врагом. Если это государственная власть, то мученичество – не подчиняться ее решениям, сопротивляться закрытию храмов, прорываться на литургию любой ценой. Этой ценой может быть административный штраф, может – подлог с получением пропусков церковных волонтеров для вип-прихожан, как это сделали на Пасху в храме Софии Премудрости Божией в Старых Садовниках в Москве, о чем сообщила «Baza», может – болезнь, а может – ненависть и стигматизация со стороны добросовестно соблюдающих карантин сограждан. Хотя профессор университета Лойола Мэримаунт в Лос-Анджелесе архимандрит Кирилл (Говорун) считает, что мученичество за чужой счет – «это не мученичество, это можно назвать терроризмом. Мученики от террористов отличаются тем, что мученики подвергают опасности свою жизнь, а террористы – жизнь других людей».

Но протоиерей Андрей Кордочкин, настоятель православного храма в Мадриде, один из подписавших «Письмо священников в защиту заключенных по московскому делу», автор книги «Кесарю кесарево: должен ли христианин быть патриотом?», критикует европейские власти за то, что они приравняли священников к массовикам-затейникам, а церковные службы – к досугу, без которого можно легко обойтись. И в этом совпадает с левым философом Джорджо Агамбеном, автором концепции «голой жизни», который в одной из своих колонок во время пандемии раскритиковал папу Франциска за то, что при нем церковь «отказалась от своих важнейших принципов», оставив больных умирать в одиночестве.

Второй вариант – назначить врагом сам вирус. Владимир Путин сравнил коронавирус с половцами и печенегами, Сергей Собянин говорит о «победах» в борьбе с эпидемией. Врачи тоже используют военную риторику в интервью и постах в соцсетях – «передовая», «фронт». Митрополит Тихон (Шевкунов) первым использовал ее в церкви, назвав эпидемию третьей мировой войной. При такой трактовке исповедание веры – пожертвовать своим личным желанием пойти в храм ради победы над общим врагом, не дать распространиться вирусу, одолеть вражескую армию солидарностью.

Грядущие реформы

Русская православная церковь переживает трагедию. Умирают от вируса священники, монахи, миряне и даже епископы. Выяснилось, что разделение внутри церкви не только идеологическое, а гораздо более глубокое. Неожиданно одними из самых лояльных церковному и государственному руководству оказались те, кого патриарх называл «предателями в рясах» и обличал за либерализм. А патриотическая и консервативная среда, напротив, породила сопротивление с претензией даже на новое мученичество. Есть множество промежуточных вариантов.

Больше чем за месяц так и не сформулирован внятный богословский ответ на вопрос, почему и в храме можно заразиться, а причастие не уберегает от вирусов (как бы странно он ни звучал, но значительную часть паствы он волнует, и это серьезный вопрос).

Управление внезапно децентрализовано: епископат демонстративно выражает несогласие с позицией патриарха и сам разбирается со своей паствой на местах. Причем это делают как ковидодиссиденты вроде Лонгина Саратовского, так и те, кто, наоборот, берет на себя ответственность за ограничения, как митрополит Тихон или наместник Валаамского монастыря епископ Панкратий (Жердев) (можно сравнить ситуацию в Печерском монастыре и на Валааме, где епископы позаботились о братии и прихожанах, ограничили доступ извне и заболевших нет, с катастрофой в Троице-Сергиевой лавре, священноархимандрит которой – сам патриарх).

Серьезный экономический кризис церкви тоже неотвратим: доходы резко упали, потому что число прихожан радикально сократилось, а тех, кто готов, не приходя в храм, жертвовать онлайн, – единицы. К тому же падают доходы населения в целом, а значит – и благотворительные платежи. При этом в некоторых епархиях архиереи оказывают священникам поддержку, как тот же Тихон Псковский или Меркурий Ростовский, а в других налагают прещение на тех, кто осмеливается поднять вопрос о снижении отчислений в епархию, как митрополит Савва Тверской (Михеев). В любом случае хуже всего придется простому духовенству, которое в некоторых регионах на грани нищеты.

Государственная власть разного уровня убедилась, что РПЦ не только не имеет стратегии на случай форс-мажора, не в состоянии разобраться с собственной паствой без привлечения авторитета светских властей и полиции, но еще при этом может ударить в спину губернаторов, от которых годами получала финансовую поддержку и преференции. То, что монастыри и приходы стали очагами распространения инфекции, а церковь не хочет этого признавать, может надолго испортить отношение к православию значительной части общества. Пострадают от этого больше всего опять же обычные священники, многие из которых полностью поддерживали режим самоизоляции, но стигматизировать их будут как социальную группу.

Параллельно развиваются практики, связанные с церковной жизнью вне храмов и онлайн, которые позволяют жить церковной жизнью, оставаясь для священноначалия в «серой зоне». Часть из них со временем, вероятно, будет систематизирована и официально зафиксирована, а это уже похоже на реформу. Санитарные нормы, которые были введены в самом начале эпидемии, останутся во многих храмах и после нее, а это ставит под сомнение саму идею о неизменяемости обряда. В такой же «серой зоне» остаются и общины, сформированные вокруг харизматических лидеров, например схиигумен Сергий (Романов), духовник (бывший?) Натальи Поклонской, который провозгласил анафему тем, кто закрывает храмы, назвал власть «сатанинской» и призвал всех выходить на улицу. С ними придется разбираться, а этого патриарх не хотел долгие годы, предпочитая не замечать сеть «истинно православных».

Одним словом, если можно предположить, что после эпидемии мир не будет прежним, очевидно, что после нее не будет прежней и церковь.


https://carnegie.ru/commentary/81681
Ющук Евгений Леонидович

Один вопрос: почему он всё еще не объясняется со следователем?

Не надо бояться полиции: Бывший духовник Поклонской призвал верующих к неподчинению церковным властям

Уральский лидер православных фундаменталистов схиигумен Сергий (Романов) призвал духовенство и прихожан к неподчинению карантинным ограничениям. Об этом священнослужитель заявил в своей проповеди, опубликованной 25 апреля на канале YouTube.

Текущую ситуацию, в которой оказалась на сегодня РПЦ, о. Сергий сравнил с «гнетом жидомасонства» и гонениями на Церковь в период советской власти.

«Под давлением богоборческих властей наше духовное руководство вместе с предтечами антихриста закрывает храмы ссылаясь на псевдопандемию Прикрывая свое малодушие и трусость, предлагают народу Божьему общаться с Богом по онлайну. Бог предупреждает: «Страшливые царства небесного не наследуют». Святейший патриарх Московский и всея Руси Алексий II отказался подчиниться жидовскому режиму, за что был убит в Переделкино (резиденция патриарха Московского — прим. ред.)», — заявил схиигумен Сергий (Романов).

Отдельное обращение он подготовил и для духовенства. В своем «наставлении» схиигумен напомнил коллегам, что они живут за счет пожертвований от прихожан, не имея других источников дохода.

«Если вы щас не откроете храмы и не будет принимать народ Божий, кто будет вас кормить? Богоборческая власть? Кто будет платить за вас налоги, содержать храмы и монастыри. Пока не поздно выходите на улицу. Призывайте людей в храмы к покаянию», — сказал отец Сергий (Романов).


Верующих о. Сергий также призвал выходить не улицы, не боясь сотрудников полиции и Росгвардии. Военные, по мнению священника, также не должны подчиняться приказам властей о карантинных ограничениях.

Священнослужитель заверил, что пандемия коронавируса в стране закончится сразу, если сторонников ограничительных мер «выселить по выбору в республику Биробиджан, на остров Мартиника» или на иные отдаленные территории.

Приводя данные аргументы, священнослужитель ни разу не сослался на Библию. Среди источников вдохновения его речи были, в частности, «Протоколы сионских мудрецов» — сфальсифицированный свод документов о еврейском заговоре. Данная брошюра внесена Роскомнадзором в список экстремистских изданий.

Напомним, схиигумен Сергий Романов является духовником женского монастыря «Спорительница хлебов» под Среднеуральском. В Свердловской области священнослужитель имеет неоднозначную репутацию. Одни верующие воспринимают его как целителя и «старца», который предвидит будущее. Другие, из числа православной интеллигенции, относятся его к лидерам христианских фундаменталистов. В своих проповедях схиигумен призывает верующих отказываться от ИНН и паспортов. Также он регулярно предупреждает о грядущем конце света. За советами в духовной жизни к нему обращались российские випы, в том числе депутат Госдумы Наталья Поклонская и екатеринбургский хоккеист Павел Дацюк.

Особую известность на Урале получили коллективные «обряды экзорцизма», проводимые о. Сергием. Религиозная деятельность среднеуральского духовника в свою очередь не раз вызывала вопросы у специалистов в области канонического права Русской православной церкви. Екатеринбургская епархия РПЦ в свою очередь старается дистанцироваться от деятельности духовника «Спорительницы хлебов».

Напомним, что за несколько дней до православной Пасхи между свердловским губернатором Евгением Куйвашевым и главой епархии митрополитом Кириллом возникла дискуссия по вопросу работы храмов в период пандемии.

Позиция православной стороны до последнего была непреклонной: в дни, когда работают магазины, присутствие в церкви не должно осуждаться и караться. И верующие должны «оставаться верными чадами Христовой Церкви, которая в действительности собирается вокруг Чаши Господней, а не у телевизора». Настроения верующих пыталась подогревать православная активистка Оксана Иванова, которая в последнее время сблизилась с фундаменталистами.

16 апреля 2020 года светские и церковные власти поставили точку в этой дискуссии, выпустив совместное видеообращение.

Добавим, что за минувшие сутки общее число заболевших коронавирусной инфекцией в Свердловской области достигло 395 человек. В России — более 80 тысяч человек. Среди заболевших и умерших есть священники РПЦ. Часть православных храмов и монастырей в ряде епархий закрыты на карантин.

https://eanews.ru/news/byvshiy-dukhovnik-poklonskoy-prizval-veruyushchikh-k-nepodchineniyu-tserkovnym-vlastyam_26-04-2020
Ющук Евгений Леонидович

Рассказываю, как я понял обращение митрополита Екатеринбургской Митрополии, в переводе на обычный яз

По просьбе френдов, рассказываю, как я понял обращение митрополита Екатеринбургской Митрополии, в переводе на обычный язык.

Вот так я понял: "Соблюдайте карантинные мероприятия, предписанные санитарным врачом и прекратите вопить в соцсетях. Мы работаем для вас, поэтому смотрите Службу по телевизору".

Оригинал обращения можете прочитать тут: https://yushchuk.livejournal.com/1361645.html
Ющук Евгений Леонидович

Обращение митрополита Кирилла к священнослужителям и мирянам Екатеринбургской митрополии накануне Па

Митрополит Екатеринбургский и Верхотурский Кирилл обратился накануне праздника Пасхи Христовой к священнослужителям и мирянам Екатеринбургской митрополии.

Дорогие братья и сестры!

Вступило в силу Постановление главного государственного санитарного врача по Свердловской области о введении ограничительных мероприятий на объектах Свердловской области № 05/02-3 от 13.04.2020, ограничивающее возможности проведения массовых религиозных обрядов с целью снизить риски распространения коронавирусной инфекции.

Мы разделяем обеспокоенность по возможному распространению инфекции. Как и прежде мы неоднократно призывали с любовью и заботой относиться к здоровью ближнего, так и ныне повторяем свой призыв блюсти себя в чистоте души и тела.

Рекомендации по действиям, уменьшающим скорость распространения вируса, хорошо известны и, несмотря на свою простоту, в настоящее время являются единственным эффективным способом борьбы, который санитарные врачи могут нам предложить в настоящих условиях. Не будем же пренебрегать этими рекомендациями, дабы не сократить безрассудно время жизни, которое и без того «мало и исполнено болезней и лукавства», как об этом говорит покаянный канон преподобного Андрея Критского.

Священнослужители продолжат совершение Божественной Евхаристии в дни, когда она предписана Уставом. Как и всегда будет организована прямая трансляция Пасхального богослужения, которую можно будет увидеть на телеканалах «Союз», ОТВ и 41 канал, а также в сети интернет. Перед Престолом Божиим не угаснет ходатайственная молитва ко Господу за весь мир, так нуждающийся в очищении, прощении и исцелении души и тела.

Я прошу всех верных Христу чад Его Церкви ценить каждый день своей жизни и использовать его с душевной пользой. Сейчас многих питают бесконечные разговоры о вирусе, а нас пусть питает размышление над Божиим Словом и причастность Христу.
Время губительных поветрий всегда было временем духовных размышлений, вдумчивого покаянного молчания. То, что мы пока потеряли возможность жить в привычном ритме многолюдных соборных богослужений, не значит, что недостаток этот необходимо компенсировать активностью в информационном поле.

Я призываю всех священнослужителей и мирян Екатеринбургской митрополии, привыкших вести активную деятельность в социальных сетях, попытаться услышать, что хочет нам сказать Господь через посланные испытания. А услышать Его можно только умолкнув самому. «Положи Господи хранение устом моим и дверь ограждения о устнах моих», — просит пророк Давид, явно видя в этом залог своего духовного роста. Попросим этого себе и мы.

http://ekaterinburg-eparhia.ru/news/2020/04/15/23120/

Ющук Евгений Леонидович

В Екатеринбурге, у церкви на ул. Походной замечены скопления людей, без масок и без социального дист

В Екатеринбурге, у церкви на ул. Походной замечены скопления людей, без масок и без социального дистанцирования

Корреспондент Интермонитора сегодня около полудня зафиксировал скопление людей, по-видимому, приехавших в церковь на ул. Походной (микрорайон Уктус).

Как видно из фото, граждане свободно сбиваются в плотно общающиеся компании и лицом у лицу общаются между собой. Масок на них нет.








Местные жители отмечают, что это обычная ситуация для этого места. По их мнению, здесь паркуют автомобили и стоят до, а также после службы в церкви её посетители.

Напомним, что это происходит после выхода Постановления Главного Санитарного врача Свердловской области, предписывающего не проводить в срок до 30.04.2020 г. массовые религиозные обряды и церемонии.


Запрет религиозных сборищ.png


Нам сложно судить о причинах сбора граждан около церкви и мы не можем сделать выводов о том, связано ли снятое нами собрание людей с массовой церемонией, либо обрядом.

Однако вывод о том, что, вероятно, верующим в церквях не прививают понимания основ противоэпидемических мероприятий, на наш взгляд, напрашивается сам собой.

Неудивительно, что в Инстаграме Губернатора Свердловской области, а также в ряде СМИ Екатеринбурга недавно были фотографии из церквей, на которых грубо во время церемоний, по случаю Вербного воскресенья нарушались меры социального дистанцирования и в самих храмах. Равно как на прихожанах во многих случаях отсутствовали маски.

Основным аргументом поборников проведения религиозных церемоний является примерно такой: "А в магазинах и на почтах тоже меры социального дистанцирования не соблюдаются".

Однако заметим, что с несоблюдением мер социального дистанцирования в магазинах общественники активно борются. В том числе, борется с этим и редакция Интермонитора: в частности, мы направили в Роспотребнадзор обращение с требованием провести проверку двух крупных объектов торговли Екатеринбурга, в одном из которых разметка для дистанцирования есть, но игнорируется, а в другом вообще отсутствует.
Но ни один руководитель объекта торговли не додумался пока мотивировать несоблюдение правил тем, что у кого-то они не соблюдаются.

И ни один руководитель торгового объекта не додумался сказать: "А как же мы можем не пустить в магазин или вывести из него тех, кто не хочет соблюдать противоэпидемические правила"?

Заметим также, что, как сообщил топовый российский блогер Сергей Колясников (известный в Сети под ником Zergulio), в Башкирии попросту закрыли магазины крупных федеральных сетей. После чего те научились соблюдать противоэпидемические меры.

Важно отметить также, что общественность Екатеринбурга не верит заверениям официальных представителей РПЦ, что в церквях Екатеринбурга якобы налажены противоэпидемические мероприятия.
И причины этого недоверия понять несложно: когда на фото в СМИ - граждане, нарушающие правила прямо церквях, а пресс-служба РПЦ ни слова не говорит о наказании виновных в этом и уверяет, что всё прекрасно - верить ей готовы не все.



Вербы дистанция Епархия.png


Куйвашев храм.png



Кроме того, многие свердловчане прямо говорят: "Когда наши мамы, папы, бабушки и дедушки сидят на карантине без плановой медицинской помощи и ждут его окончания, а кто-то намерен собирать толпы людей, потому что ему так велит традиция - мы не можем спокойно это наблюдать. И мы не согласны из-за этого, пусть даже верующими движут самые светлые чувства, лежать на ИВЛ. У нас светское государство и, согласно закону, в период режима повышенной готовности не Митрополит, а Главный санитарный врач определяет правила поведения граждан в регионе. Вот пусть он определяет, а Митрополит исполняет решение. А Полиция и Росгвардия обеспечивают исполнение, если Церковь окажется не в состоянии это обеспечить сама. Как Митрополит это обоснует данные действия в период эпидемии своим прихожанам - вопрос теологов внутри самой РПЦ, а не светского государства. Тем более, что Патриарх в Москве уже это обосновывал. И тем более, что представители других религий в Екатеринбурге смогли это сделать, хотя их прихожане - тоже искренне верующие люди".

ДОПОЛНЕНО в 15.30 15.04.2020 г.

Сдержанный оптимизм вселяет обращение Митрополита Екатеринбургской митрополии, опубликованное на сайте Епархии после выхода данного материала.

«Обращение митрополита Кирилла к священнослужителям и мирянам Екатеринбургской митрополии накануне Пасхи Христовой

Митрополит Екатеринбургский и Верхотурский Кирилл обратился накануне праздника Пасхи Христовой к священнослужителям и мирянам Екатеринбургской митрополии.

Дорогие братья и сестры!

Вступило в силу Постановление главного государственного санитарного врача по Свердловской области о введении ограничительных мероприятий на объектах Свердловской области № 05/02-3 от 13.04.2020, ограничивающее возможности проведения массовых религиозных обрядов с целью снизить риски распространения коронавирусной инфекции.

Мы разделяем обеспокоенность по возможному распространению инфекции. Как и прежде мы неоднократно призывали с любовью и заботой относиться к здоровью ближнего, так и ныне повторяем свой призыв блюсти себя в чистоте души и тела. Рекомендации по действиям, уменьшающим скорость распространения вируса, хорошо известны и, несмотря на свою простоту, в настоящее время являются единственным эффективным способом борьбы, который санитарные врачи могут нам предложить в настоящих условиях. Не будем же пренебрегать этими рекомендациями, дабы не сократить безрассудно время жизни, которое и без того «мало и исполнено болезней и лукавства», как об этом говорит покаянный канон преподобного Андрея Критского.

Священнослужители продолжат совершение Божественной Евхаристии в дни, когда она предписана Уставом. Как и всегда будет организована прямая трансляция Пасхального богослужения, которую можно будет увидеть на телеканалах «Союз», ОТВ и 41 канал, а также в сети интернет. Перед Престолом Божиим не угаснет ходатайственная молитва ко Господу за весь мир, так нуждающийся в очищении, прощении и исцелении души и тела.

Я прошу всех верных Христу чад Его Церкви ценить каждый день своей жизни и использовать его с душевной пользой. Сейчас многих питают бесконечные разговоры о вирусе, а нас пусть питает размышление над Божиим Словом и причастность Христу. Время губительных поветрий всегда было временем духовных размышлений, вдумчивого покаянного молчания. То, что мы пока потеряли возможность жить в привычном ритме многолюдных соборных богослужений, не значит, что недостаток этот необходимо компенсировать активностью в информационном поле. Я призываю всех священнослужителей и мирян Екатеринбургской митрополии, привыкших вести активную деятельность в социальных сетях, попытаться услышать, что хочет нам сказать Господь через посланные испытания. А услышать Его можно только умолкнув самому. «Положи Господи хранение устом моим и дверь ограждения о устнах моих», — просит пророк Давид, явно видя в этом залог своего духовного роста. Попросим этого себе и мы«.


Остаётся надеяться, что, видя столь экстраординарные меры, принятие которых далось Церкви очень тяжело, священники будут уделять внимание и разъяснению своим прихожанам основ противоэпидемических мероприятий — как минимум, на уровне необходимости соблюдения социального дистанцирования и ношения маски при разговоре с другим человеком.



http://www.intermonitor.ru/v-ekaterinburge-u-cerkvi-na-ul-poxodnoj-zamecheny-skopleniya-lyudej-bez-masok-i-bez-socialnogo-distancirovaniya/
Ющук Евгений Леонидович

Ура.ру. Впервые в СМИ: что творилось в домах власти пока Екатеринбург бунтовал

Участник закрытых совещаний: как спасали город, успокоили Патриарха и упустили Гугенхайм

Михаил Вьюгин 26 декабря 2019 в 11:35



Протест против строительства нового главного храма Екатеринбурга будет иметь последствия для свердловских политиков и самых ярких общественников и в 2020 году, и в 2021-м. Об этом «URA.RU» рассказал высокопоставленный источник в представительстве президента России в УрФО. Собеседники в администрации губернатора Свердловской области и мэрии Екатеринбурга подтвердили, что несмотря на кажущееся умиротворение и решение проблемы через опрос, власти трактуют случившееся, как плохой сигнал и будут принимать меры, в том числе кадровые.

Все опрошенные агентством собеседники из политического истеблишмента сходятся во мнении, что четыре майских дня открытого противостояния сторонников и противников строительства были главным событием в жизни УрФО в 2019 году.

На учебах, устраиваемых администрацией президента России для губернаторов, вице-губернаторов по внутренней политике и руководителей информационных департаментов, екатеринбургский кризис разбирался, как учебный пример, рассказал один из организаторов, и подтвердили знакомые участники всех трех учеб.

Позиции сторонников и противников строительства озвучивались и в острый момент кризиса, и после него. Публичная позиция власти была отражением многочасовых совещаний в администрации президента, в полпредстве, переговоров в резиденции губернатора, мэрии, офисах Русской медной компании, Екатеринбургской митрополии, в кабинете у патриарха Русской православной церкви. На этих переговорах решалось, что будут делать силовики, какие площадки вынесут на голосование, а после разрабатывался план действий на следующие годы.

Нам не удалось добиться согласия чиновников на открытое общение, но, подводя итоги года,

мы нашли возможность показать читателям то, что было скрыто: получилось уговорить одного из участников совещаний на приватный разговор на условиях сохранения его анонимности.

Считая интересной эту версию произошедшего, а публичное обсуждение общественных проблем — важным, мы публикуем этот рассказ. Он подвергнут редактуре, из беседы исключены вопросы. Хотя они остаются и после прочтения:

«Битва за сквер (в наших разговорах ее принято называть «скверные события») стала главной темой не только для вас, но и для всех нас. О ней до сих пор говорят, на нее теперь всегда ссылаются на совещаниях, когда просчитывают риски каких-либо решений, хоть строительных, хоть по подсветке города.

Как смогли подстраховаться от более масштабных митингов

Люди, которые занимались подготовкой строительства, до сих пор не могут понять, как можно реагировать на крик толпы в тысячу человек. Хотя я не уверен, что там даже в пиковый момент была тысяча. Думаю, было меньше.

Православные в православном городе православной страны имеют право определить место, где должен быть построен храм. Православные хотят сделать подарок городу, который любят, и подарить не просто храм, а достопримечательность. Православные решили, что не будут торопить события и пройдут все процедуры, прописанные в законодательстве. Они их прошли. Ни одно решение по итогам этих процедур отменено не было. И вдруг, сразу, как появляется забор — начинается протест.

Я теперь доверяю в прогнозах [вице-мэру Екатеринбурга Екатерине] Куземке. Это она спасла Екатеринбург от митингов: всю весну на каждом совещании умоляла не ставить забор сразу после Пасхи. Говорила, что людям на майские праздники будет нечем заняться — они станут забор сносить. Убедила поставить забор 13 мая. Конечно, митингов не избежали, но, чтобы было бы в городе во время каникул — думаю, совсем другой масштаб.




До сих пор никто не может понять, что же случилось. В мониторинге соцсетей какая-то чушь про любимое место для отдыха: это ложь, никто там никогда не любил отдыхать. Девочка в полпредстве рассказывает своим начальникам, что это ее любимое место в городе. Это она может им заливать — они командированы из других городов. Мы — местные, и знаем, что это место всегда было стройплощадкой. При коммунистах здесь музей Ленина должны были строить, а дедушка Россель там Ельцин Центр задумывал. Все, что было в этом сквере — фестиваль цветов раз в год.

Как полицейские спрятались

Конечно, в аналитичках было много версий. Администрацию президента заверили, что у строителей было юридическое право строить, но не было морального. Что такое моральное право в ситуации соблюдения всех требований законодательства? Кто определяет, что моральное право не соблюдено? Улица? Вам самим-то не страшно жить в обществе, где стихийно собравшаяся толпа завтра подожжет ваш дом, потому он построен в рамках «точечной застройки»? А если это только кажется, что они стихийно собравшиеся? То есть любой может организовать такой протест и остановить любое решение? Интересно получается.
Collapse )
Ющук Евгений Леонидович

Смена поколений в действии: РПЦ ищет новые форматы привлечения людей

Православный телеканал «Спас» запустит реалити-шоу в монастыре

Принадлежащий Московской патриархии телеканал «Спас» объявил о запуске «первого реалити-шоу со смыслом» под названием «Остров». Участникам шоу предложено провести месяц послушником в Нило-Столобенской пустыни на озере Селигер.



«Здесь только ты и Бог. Проект-откровение. Узнай себя и мир монастырской жизни. Одна из красивейших обителей России на озере Селигер. Проживи месяц в Ниловой пустыни, выполняя послушания, и найди ответы на вопросы, которые давно беспокоят»,— говорится в видеоанонсе проекта.

Желающим поучаствовать в реалити-шоу предложено направить видеозаявку с рассказом о себе и причинах, побудивших принять участие в проекте. Съемки начнутся в ноябре.

Нило-Столобенская (Нилова) пустынь — православный мужской монастырь на острове Столбном на озере Селигер. Монастырь основан в XVI веке.
https://www.kommersant.ru/doc/4134243

Конец цитаты.

Напомню, что поиск новых, понятных для молодых людей форматов, практикуется православными священниками уже несколько лет. Тут можно вскомнить, например, Ютуб-канал "Батюшка ответит", где в простой понятной форме, и в разговорном изложении даются ответы на ряд довольно серьёзных вопросов.
Например:




Ющук Евгений Леонидович

Как «Комсомолка» разрешила конфликт в Екатеринбурге: храм/сквер

Митрополит Екатеринбургский Кирилл согласился с «КП»: Собор Святой Екатерины не будет строиться ни на какой общей территории, застройщик – Уральская горно-металлургическая компания – предоставляет место, на которое указала наш корреспондент!



Вот я – скромный человек. Но, прочитав 16 июня на сайте Екатеринбургской Епархии официальное заявление митрополита Екатеринбургского и Верхотурского Кирилла, я просто глазам своим не поверила: владыка ответил конкретно на материал «КП» «Екатеринбургский майдан»: Епархия отнимает у горожан сквер, а Запад не дает поставить храм». Расследование Ульяны Скойбеда»!

Судите сами.

Collapse )

Ющук Евгений Леонидович

Из комментов. О сути одной важной грани проблемы в истории "храм/сквер"

Ольга Шелкова
Я могу сказать, как человек верующий, но не воцерковленный. Я всегда за храм. Верующие знают, что в каждом храме живет Бог. Да, он живет и в душе, но к большинству людей он приходит через храмы. Т.е., любой верующий в Бога по определению не может выступать против храмов. Даже если он сам туда не ходит. Все остальное от лукавого. Все эти песни про "попов-кровопийц" (такие есть, но их критическое меньшинство), скверики, "преступность церкви", общественные земли и т.п. - это маскировка. Что-то не припомню протестов против Ельцин-центра.

Ющук Евгений Леонидович
Ну, тут мадам одна рассказывала, что она певчая и верующая, но против храма, и вообще, хватит уже храмов, их много.

Что касается Ельцин-центра - протесты были.

Но вообще, ваша (верующих) проблема в том, что вы послушно следуете указаниям Патриарха, а тот прислушивается к Губернатору.
Поэтому, ваши противники легко собирают толпу, а вы, имея подавляющее численное превосходство, сидите дома, потому что начальник сказал дома сидеть.
В итоге создается картинка, что против храма все, а за - никого.


Collapse )